Дружба с ровесниками играют важную роль в развитии ребёнка и его социализации. Благодаря ей он больше узнает о людях, отношениях между ними и окружающем мире. Отсутствие друзей у ребёнка, как правило, настораживает его родителей. Поэтому их задача — внимательно слушать его, и при необходимости консультироваться с детским психологом. Иногда случается так, что ребёнок выбирает в друзья детей старшего возраста, а подросток предпочитает дружить со взрослыми.
Значение дружбы для развития ребёнка
В раннем детстве дружба завязывается легче всего. Ребёнку достаточно подойти к другим детям, играющим в песочнице и спросить, можно ли поиграть. Дети разные, впрочем, как и взрослые — одним достаточно одного-двух хороших друзей, другим необходимо общение с большой компанией.
Тем не менее, большое количество друзей или приятелей не означает, что дружба с ними будет глубокой и прочной. Состав детских компаний часто меняется — кто-то переезжает и теряет связь с друзьями, у кого-то с возрастом меняются интересы. Редким людям удается сохранить дружбу с детского сада и до взрослого возраста.
Детям школьного возраста для дружбы необходима общность интересов. Они могут найти друзей в своем или параллельном классе, спортивной секции или клубе по интересам. Совместные мероприятия — походы в гости, совместные поездки, посещение вечером помогут укрепить детскую дружбу.
Как бы ни менялся со временем состав друзей, и как бы ни складывались отношения между ними в будущем, самое главное, что усваивает ребёнок — это ценные навыки человеческого общения.
Детская дружба ,ее отсутствие и общение с друзьями старшего возраста
Конечно, детская дружба — это прекрасная возможность для ребёнка узнать себя и других. Но есть дети, которые ее лишены. Причин для отсутствия друзей может быть много — стеснительность самого ребёнка, обиды со стороны сверстников, и, наконец, отсутствие желания играть с другими детьми. Сегодня дети и подростки, испытывающие трудности в общении со сверстниками, и вовсе предпочитают компьютер и социальные сети.
Если детская дружба недоступна ребёнку, то родителей это очень беспокоит. Разумеется, им хочется, чтобы ребёнок общался со сверстниками и набирался жизненного опыта. Их задача — прислушаться к нему, понять, что ему на самом деле нужно и интересно, не совершает ли он сам ошибки в общении.
С какими детьми не любят общаться:
- с теми, кто любит жаловаться или ябедничать;
- со слишком жадными;
- со слишком скандальными и обидчивыми;
- с теми, кто критикует всех и все вокруг;
- с теми, кто считает себя самым умным.
Если родители обладают достаточным чувством такта, то они способны объяснить ребёнку, как правильно общаться и какие ошибки не следует допускать.
Что могут сделать родители, чтобы у ребёнка появились друзья:
- приглашать в гости знакомых и друзей с детьми;
- активно участвовать в мероприятиях, организуемых в детском саду или школе;
- записать ребёнка в секцию или клуб по интересам.
Иногда случается так, что ребёнку неинтересно играть с ровесниками, потому что их игры кажутся скучными и неинтересными. Старшие дети могут привлекать его большим жизненным опытом или интеллектом.
С одной стороны, родители гордятся, если друг их ребёнка на несколько лет старше. Для них это свидетельство его опережающего интеллектуального развития. С другой стороны, стремление дружить со старшими ребятами может свидетельствовать о не самой приятной черте характера — нежелании общаться на равных.
Дети, сами оказавшиеся в роли «старшего товарища», могут вести себя по-разному. Они могут стать для ребёнка младшего возраста мудрыми и более опытными наставниками, а могут просто забавляться, глядя на их поведение. Поэтому если старший ребёнок или компания детей отводят младшему роль клоуна, то родители, видя это, должны тактично объяснить ему, почему это не очень благоприятно для его развития. Но если для старшего ребёнка более младший не выполняет роль игрушки, то поводов для беспокойства быть не должно.
Дружба людей с разницей в возрасте
Как правило, дружба людей основана на общих интересах и взаимном доверии. Иногда ребёнок или подросток не находит этого в отношениях с ровесниками и тянется к более старшим детям или ко взрослым.
Основные причины, почему ровесники не принимают ребёнка:
- положение «белой вороны» в детском коллективе. Это происходит по разным причинам — долгая болезнь, появление новых одноклассников, переход в новую школу;
- отсутствие детского круга общения. Такое часто происходит, если ребёнок не видит вокруг себя детей. Детский сад он не посещает, младших братьев и сестер у него нет, а у друзей и знакомых родительской семьи детей либо нет, либо по возрасту они значительно старше;
- отсутствие интереса к играм ровесников по разным причинам.
Дружба людей старшего возраста с младшими во взрослом возрасте уже не вызывает беспокойства, поскольку по мере взросления возрастная грань стирается. Но если ребёнку, например, 6 лет, а он предпочитает дружить с детьми 10-12 лет, то общение с ними внушают родителям тревогу и опасение, поскольку их интересы могут быть гораздо более «взрослыми». Старшие дети могут ставить себя выше младшего, несправедливо относиться к нему или отводить роль «клоуна» в компании.
В любом случае, взрослым следует внимательно присмотреться к старшему другу ребёнка и к его поведению. Если он ведет себя вполне справедливо, защищает младшего и охотно делится опытом, то это оказывает позитивное воздействие на ребёнка. Но гораздо лучше научить его правильно общаться с ровесниками.
К сожалению, негативным моментом для дружбы людей любого возраста является ее недолговечность. Люди расходятся по разным причинам — смена места жительства, интересов, появление партнера или семьи. Постепенно дружеское общение ребёнка с более старшими детьми может сойти на нет или продолжиться уже во взрослом возрасте.
Таким образом, дружеское общение с детьми старшего возраста оказывает на ребёнка как позитивное влияние, так и негативное. Поэтому задача родителей, педагогов и психологов — рассказать ему обо всех сторонах такого общения и помочь научиться гармоничному общению со сверстниками.