17.08.2016 3217

Как научить ребенка дружить и доверять сверстникам?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Дружба — великая ценность и большое счастье. Однако хорошо дружить и ладить со сверстниками получается не у всех детей. До трехлетнего возраста ребенок и вовсе не умеет «дружить», в силу своих психо-конституциональных особенностей — детки от одного до двух лет играют не друг с другом, а просто рядом на детской площадке. Когда ребенок подрастает и разучивает волшебные фразы «Привет, как тебя зовут?» и «Давай поиграем!», казалось бы, вот оно счастье, друг «уже в кармане». Но в младшем возрасте любая мелочь может привести к конфликту, недоразумению, обидам — ребенку до семи лет необходима тесная поддержка родителей, они должны быть рядом, защищать личное пространство ребенка и потихоньку учить его азам социализации. Как? Будем разбираться!

Второй, не менее важный острый вопрос — о дружбе подросших детей. Как себя вести, если родителям не нравится окружение, с которым себя связал подросток? Выбрать правильную тактику поведения поможет психолог.

Младший возраст: присматриваемся к ребенку

Дети младшего возраста: присматриваемся к ребенку

Когда ребенок только-только начинает вступать в контакт с другими детьми — случилось ли это на детской площадке или в детском саду, — необходимо поддерживать каждый его маленький шаг. Для него общение со сверстниками является неизведанной территорией, и как себя вести и правильно расценивать действия другого малыша, он еще только догадывается.

Для начала присмотритесь к своему чаду. Как правило, подвижные дети, активные физически, имеющие темперамент сангвиника, довольно легко идут на сближение, с удовольствием подхватывают любую инициативу в игре и любят коллективные игры. Дети флегматичного склада, особенно если они отличаются повышенной массой тела и медлительны, больше предпочитают смотреть на подвижные игры со стороны, находят себе тихие занятия вроде длительного копания в песочнице или рисования. Однако, благодаря вдумчивости, развитой фантазии им вполне может быть комфортно и в одиночестве.

Совсем другое дело, если ребенок и рад бы с кем-то поиграть, но вследствие каких-то внутренних препятствий не может ни к кому подойти без стеснения. Именно в этом случае первостепенной задачей родителя будет помочь, поддержать и грамотно направить ребенка — как познакомиться, играть и общаться. При этом одной голословной беседой дело не обойдется — психологи советуют подкреплять «теорию» примерами из мультипликационных фильмов, петь тематические песенки, читать вслух повести и обсуждать действия героев. Кроме того, полезно будет рассказывать о своих друзьях.

Итак, первый шаг: знакомство

Итак, первый шаг: знакомство

Расскажите, как можно обращаться к девочке или мальчику. Пусть малыш с уверенностью и без запинки научится произносить первоначальные слова «Привет. Меня зовут Петя. Как тебя зовут? Давай поиграем». Полезной может оказаться репетиция с игрушками в домашних условиях. Родители могут организовать совместную игру (игры с песком, догонялки) и первое время играть вместе с ребенком; если ребенок перестал стесняться, можно оставить детей играть дальше самостоятельно.

Если ребята уже играют, а ребенку отчаянно хочется к ним присоединиться, научите его, что нужно дождаться перерыва в игре, кратковременной паузы, и обратиться к кому-то за разрешением присоединиться — делать это смело, с улыбкой, без стеснения.

Случается и так, что другой ребенок ведет себя агрессивно, кусается, дерется и всячески обижает малыша — конечно, в такой ситуации следует уйти от обидчика; драчун, изолированный от общества других детей, быстро поймет, что драться не «выгодно», а вы с малышом успеете приобрести приятные знакомства. Защита малыша, в том числе физическая, должна стоять на первом месте, ведь ощущение надежного тыла формирует основополагающее ощущение доверия к окружающему миру и деткам-сверстникам, в частности.

Реагируем на отказ правильно

Зачастую детские расстройства и обиды могут сопровождать отказы в игре от другого малыша или даже от компании. Научить ребенка дружить мало, нужно научить его правильно принимать и подобный отказ. Расскажите ему, что это еще не повод для грусти, похвалите за попытки включиться в игру или познакомиться с кем-то — вне зависимости от конечного результата. Лучше всего отвлечь ребенка и переключить на любое простое действие: если ребенок маленький, машем играющим, которые не приняли в игру «пока-пока» и идем кататься с любимой горки; если ребенок постарше, вспоминаем, что за ужином ждем в гости Машу и дальше обсуждаем, что вместе для Маши приготовим.

Следим за собой: принимаем гостей

Следим за собой: принимаем гостей

Не стоит забывать, что личный пример является самым эффективным и действенным способом показать ребенку на практике, как лучше всего общаться с друзьями в разнообразных ситуациях. Если родители дружелюбны, являются хлебосольными хозяевами, у которых дом открыт для добрых друзей — и их ребенок будет впитывать атмосферу радушия и гостеприимства. Ведь малыш копирует в своем поведении манеру родителей — в том числе, и манеры общения с друзьями.

Если же семья не устраивает особенных приемов, а праздники являются редким явлением, поскольку все постоянно заняты исключительно рабочими и бытовыми делами, — самое время задать себе вопрос, много ли у вас самих, родителей, друзей и если вы не часто приглашаете к себе в гости (и сами редко ходите, отговариваясь усталостью) пора немного пересмотреть свои взгляды. Ребенок, особенно стеснительной натуры, чувствует себя дома намного увереннее и раскованнее, он может показать приятелям какие-то свои сокровенные увлечения и даже немного похвастаться любимыми игрушками. Кроме того, дома ребенок становится «хозяином положения», у него есть больше возможности проявить себя, позаботиться о ком-то.

Приглашайте к себе в гости не только своих собственных друзей и их деток, — любых повстречавшихся приглянувшихся детей, пусть это будут сверстники-соседи, детки из школы раннего развития, из спортивной секции или творческих кружков. Чем шире круг общения ребенка, тем больше шансы завести друзей. Искренне интересуйтесь успехами друзей вашего малыша, расспрашивайте о делах и вместе переживайте.

Когда вы ждете детей в гости, готовьтесь к их приходу: подготовьте вместе сладкий стол, обсудите «меню», можно подобрать игры и даже подготовить маленькие приятные сюрпризы. Точно также нужно готовиться и к походу в гости — устройте небольшой сюрприз в виде нарисованной вместе картинки-открытки или сделанной поделки, прихватите испеченное вместе с ребенком печенье. Кстати, французы имеют обыкновение печь первые кексы как раз в таком раннем возрасте, около трех лет. Для того, чтобы отмерить необходимое количество ингредиентов, пользуются упаковкой из-под пудинга — таким образом изделие точно получится вкусным, а малыш будет идти в гости с гордо поднятой головой.

Конфликты: защищаем интересы ребенка

Конфликты: защищаем интересы ребенка

Если ребенок еще мал, мама должна быть всегда рядом на детской площадке — зримо, но ненавязчиво. В частности, для того, чтобы в случае мелкого конфликта защитить интересы малыша и помочь ему урегулировать вопрос. Если ребенка-дошкольника сильно толкнули или ударили, обязательно вмешайтесь и защитите малыша, пусть он не остается с подобными ситуациями один на один — защищаться и давать сдачи он еще не умеет. Проговаривайте чувства ребенка, их он еще тоже озвучивать не умеет, даже если хорошо говорит — так ребенок почувствует, что вы его понимаете, и находитесь на его стороне. Сочувствие лечит, и, как говорят психологи, любая боль или обида, которую малыш пережил, уткнувшись в мамино плечо, исчезает без всякого следа.

Если у ребенка отнимают игрушку, которой он не намерен делиться, не настаивайте — некоторые, особенно любимые, игрушки ассоциируются с личным окружением и ребенок вправе распоряжаться ими самостоятельно и никому не отдавать. В таком случае, взрослому стоит проговорить за ребенка его ощущения: «Я вижу, тебе не нравится, когда твою игрушку берут без спроса. Давай предложим мальчику спросить тебя, можно взять другие игрушки или нет. Если нет, так и скажем, что без спроса брать твои игрушки нельзя». Дальше самым разумным будет перевести внимание ребенка на игру или любое другое отвлеченное действие.

Стоит отметить, дошкольники хоть и могут пытаться защитить свои права — они всячески нуждаются в поддержке взрослых в конфликтных вопросах и ждут от них помощи. Если взрослый в каждой спорной ситуации будет поддерживать ребенка, его базовое доверие к миру возрастет и он с удовольствием будет идти навстречу к новым людям и новым друзьям.

Комментарий эксперта

Дарья Григорьева, психолог, частная практика