17.08.2016 Обновлено: 17.04.2020 3286

Как научить ребенка дружить и доверять сверстникам?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Дружба — великая ценность и большое счастье. Однако хорошо дружить и ладить со сверстниками получается не у всех детей. До трехлетнего возраста ребенок и вовсе не умеет «дружить», в силу своих психо-конституциональных особенностей — детки от одного до двух лет играют не друг с другом, а просто рядом на детской площадке. Когда ребенок подрастает и разучивает волшебные фразы «Привет, как тебя зовут?» и «Давай поиграем!», казалось бы, вот оно счастье, друг «уже в кармане». Но в младшем возрасте любая мелочь может привести к конфликту, недоразумению, обидам — ребенку до семи лет необходима тесная поддержка родителей, они должны быть рядом, защищать личное пространство ребенка и потихоньку учить его азам социализации. Как? Будем разбираться!

Второй, не менее важный острый вопрос — о дружбе подросших детей. Как себя вести, если родителям не нравится окружение, с которым себя связал подросток? Выбрать правильную тактику поведения поможет психолог.

Младший возраст: присматриваемся к ребенку

Дети младшего возраста: присматриваемся к ребенку

Когда ребенок только-только начинает вступать в контакт с другими детьми — случилось ли это на детской площадке или в детском саду, — необходимо поддерживать каждый его маленький шаг. Для него общение со сверстниками является неизведанной территорией, и как себя вести и правильно расценивать действия другого малыша, он еще только догадывается.

Для начала присмотритесь к своему чаду. Как правило, подвижные дети, активные физически, имеющие темперамент сангвиника, довольно легко идут на сближение, с удовольствием подхватывают любую инициативу в игре и любят коллективные игры. Дети флегматичного склада, особенно если они отличаются повышенной массой тела и медлительны, больше предпочитают смотреть на подвижные игры со стороны, находят себе тихие занятия вроде длительного копания в песочнице или рисования. Однако, благодаря вдумчивости, развитой фантазии им вполне может быть комфортно и в одиночестве.

Совсем другое дело, если ребенок и рад бы с кем-то поиграть, но вследствие каких-то внутренних препятствий не может ни к кому подойти без стеснения. Именно в этом случае первостепенной задачей родителя будет помочь, поддержать и грамотно направить ребенка — как познакомиться, играть и общаться. При этом одной голословной беседой дело не обойдется — психологи советуют подкреплять «теорию» примерами из мультипликационных фильмов, петь тематические песенки, читать вслух повести и обсуждать действия героев. Кроме того, полезно будет рассказывать о своих друзьях.

Итак, первый шаг: знакомство

Итак, первый шаг: знакомство

Расскажите, как можно обращаться к девочке или мальчику. Пусть малыш с уверенностью и без запинки научится произносить первоначальные слова «Привет. Меня зовут Петя. Как тебя зовут? Давай поиграем». Полезной может оказаться репетиция с игрушками в домашних условиях. Родители могут организовать совместную игру (игры с песком, догонялки) и первое время играть вместе с ребенком; если ребенок перестал стесняться, можно оставить детей играть дальше самостоятельно.

Если ребята уже играют, а ребенку отчаянно хочется к ним присоединиться, научите его, что нужно дождаться перерыва в игре, кратковременной паузы, и обратиться к кому-то за разрешением присоединиться — делать это смело, с улыбкой, без стеснения.

Случается и так, что другой ребенок ведет себя агрессивно, кусается, дерется и всячески обижает малыша — конечно, в такой ситуации следует уйти от обидчика; драчун, изолированный от общества других детей, быстро поймет, что драться не «выгодно», а вы с малышом успеете приобрести приятные знакомства. Защита малыша, в том числе физическая, должна стоять на первом месте, ведь ощущение надежного тыла формирует основополагающее ощущение доверия к окружающему миру и деткам-сверстникам, в частности.

Реагируем на отказ правильно

Зачастую детские расстройства и обиды могут сопровождать отказы в игре от другого малыша или даже от компании. Научить ребенка дружить мало, нужно научить его правильно принимать и подобный отказ. Расскажите ему, что это еще не повод для грусти, похвалите за попытки включиться в игру или познакомиться с кем-то — вне зависимости от конечного результата. Лучше всего отвлечь ребенка и переключить на любое простое действие: если ребенок маленький, машем играющим, которые не приняли в игру «пока-пока» и идем кататься с любимой горки; если ребенок постарше, вспоминаем, что за ужином ждем в гости Машу и дальше обсуждаем, что вместе для Маши приготовим.

Следим за собой: принимаем гостей

Следим за собой: принимаем гостей

Не стоит забывать, что личный пример является самым эффективным и действенным способом показать ребенку на практике, как лучше всего общаться с друзьями в разнообразных ситуациях. Если родители дружелюбны, являются хлебосольными хозяевами, у которых дом открыт для добрых друзей — и их ребенок будет впитывать атмосферу радушия и гостеприимства. Ведь малыш копирует в своем поведении манеру родителей — в том числе, и манеры общения с друзьями.

Если же семья не устраивает особенных приемов, а п