Природой никогда не предполагались какие-то особые механизмы развития ребёнка, чтобы он стал успешен в этой жизни. От родителей требовалось просто родить малыша здоровым, выкормить и защитить от опасностей. Ориентироваться в законах окружающего мира дети должны были по самостоятельным наблюдениям и выводам. Этого было вполне достаточно для выживания человеческого детеныша. Но со временем нормы развития и требования к ребёнку изменились.
Школа — это страшное для родителей слово
Всеобщее обязательное образование появилось в нашей стране не так давно — не больше ста лет назад. Но в последние десятилетия погоня за ним превратилась в настоящую истерику. Родители начинают планировать качество образования ребёнка уже с детского сада, первые образовательные программы, призванные ускорить развитие ребёнка, появляются уже за порогами ясельного возраста. Зачем? А ведь иначе будет поздно! Без интенсивной подготовки в садике малыш не поступит в хорошую школу, в обычной дворовой школе он не сдаст нормально ЕГЭ и не поступит в престижный ВУЗ, а значит, не будет для него успешной карьеры в жизни. Времена постепенных достижений закончились — нужно брать высокий старт.
Один из пиков такой истерики — подготовка к школе. Если еще двадцать лет назад считалось хорошим уровнем умение ребёнка перед школой читать, то теперь дети должны уметь делать еще в дошкольный период. Родители начинают учить детей читать и считать по методикам раннего развития с трех-четырех лет. Теперь освоение букв в этом возрасте не достижение, а норма, и если малыш испытывает проблемы с кубиками Зайцева или карточками Домана, то родители начинают переживать — почему же развитие ребёнка тормозится?
Издержки раннего развития ребёнка
Научить читать и считать в четыре года можно практически любого ребёнка — это вопрос желания родителей и приложенных усилий. Не каждый малыш в таком юном возрасте способен на категорический протест, даже если ему очень сложно. Но родительские надежды не всегда оправдываются. Последствия перегрузки нервной системы могут вылиться не только в скромные успехи в школе, но и в реальные проблемы в других областях деятельности. Классический вариант: хорошо подготовленный к школе ребёнок устраивается в специализированный класс с высокой нагрузкой, потому что в обычном ему скучно будет, он и так уже все знает. Но через несколько лет учиться становится невозможно вообще — нервы не выдерживают, ребёнок сознательно саботирует учебу.
Другой распространенный случай — проблемы в социальной сфере. Природу не обманешь — она возьмет свое так или иначе. Если родители слишком увлекутся интеллектуальным развитием ребёнка, малышу может не хватить времени и ресурсов на освоение установления социальных отношений. В итоге ему сложно знакомиться и заводить отношения со сверстниками, плохо получается совместная деятельность, любой мелкий конфликт становится неразрешимой катастрофой и вызывает у малыша стресс. Подобных сценариев можно привести еще много. Если одна область развития ребёнка приносится в жертву другой, негативные последствия практически неизбежны в той или иной форме. Счастливая случайность, конечно, тоже всегда может произойти, но рассчитывать на нее представляется разумным.
Когда малыш больше не может
Значит ли то, что родители должны вообще отказаться от раннего развития ребёнка и предоставить его самому себе? Конечно, нет, нужно только соблюдать во всем меру. Обучать ребёнка счету и чтению в самом деле можно хоть с колыбели, но эти уроки не должны навязываться ребёнку и носить обязательный характер. Занятия должны носить игровую форму и носить игровой характер. Длиться они должны не дольше десяти-пятнадцати минут. Если малыш хочет прекратить занятия, он должен иметь на это право.
Тут родители могут воскликнуть: но ведь так ребёнка вообще не заставишь заниматься! Какой же малыш не предпочтет гонять мяч во дворе или кататься с горки, вместо того, чтобы понимать принцип соединения двух букв в один слог. В ответ на это можно сказать только: значит, не заставишь, и это правильно. Дошкольный возраст потому таким и называется, что на данном этапе академические нагрузки ребёнку не нужны, а преобладать должна двигательная активность и изучение окружающего мира на личном опыте. Особенности устройства детского сознания таковы, что в этом возрасте малыш должен заниматься только тем, что ему интересно. Родителям не удалось заинтересовать его изучением слогов? Значит, слоги подождут.
Естественное развитие детей
Отказ от методик раннего развития вовсе не будет однозначно означать отставание по сравнению с другими. Естественное развитие ребёнка в дошкольный период ничуть не менее важно для будущей успешности, и в школьных уроках в том числе. Умение читать и решать примеры немного стоит, если при этом малыш с трудом изъясняется, у него плохо развита речь, не очень богатое воображение. А эти навыки можно развить не за рабочими тетрадками, а только в наблюдениях за окружающим миром и в общении со сверстниками и родителями.
Маша сегодня принесла новую куклу — ух ты, а как ее зовут, какое на ней платье, из чего оно сделано? Какую историю можно придумать про эту куклу — где она жила раньше, как попала к Маше, какие с ней могли происходить приключения? Так в ребёнке просыпается живой ум и тяга к познанию. Такие вопросы и ответы ребёнка на них — вовсе не пустая болтовня, а стимулирование развития головного мозга, переоценить значение которого невозможно.
Естественное развитие не требует специально выделенного времени для занятий, родители могут развивать малыша в любой момент. По дороге из детского сада мы проходим мимо деревьев — как они называются? Береза, рябина — правильно! А как называются их листики? Березовые, рябиновые. А как называются плоды — сережки и ягоды. Пришли домой, пообедали — что у нас на десерт? Яблоко. А где растут яблоки? На яблоне. Какое из них можно сварить варенье? Яблочное. Каких цветов бывают яблоки? Красные, желтые, зеленые. Какие мы помним сказки, где есть яблоки? «Гуси-лебеди».
Такие познания в дошкольном возрасте гораздо полезнее для развития ребёнка, чем даже выученная наизусть таблица умножения — это может подтвердить любой логопед. И заставлять отвечать на вопросы ребёнка не придется — он сам с радостью будет вспоминать нужные слова и изучать новые. Если какая-то тема не заинтересует его — это не беда, каждую семью окружают со всех сторон поводы для естественного развития ребёнка.