17.10.2017 1540

5 письменных упражнений на координацию для ребенка-школьника

Автор - врач терапевт

Диденко Владимир Андреевич

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Обычно под логопедическими проблемами родители подразумевают некорректное произношение ребенком звуков. В этом случае им предстоит работа с логопедом, и в большинстве случаев к достижению школьного возраста у ребенка будет чистая речь. Но к сожалению, только произношением логопедические проблемы у детей не исчерпываются. Со многими из них родители могут столкнуться только тогда, когда в школе начнутся первые серьезные уроки.

Дети и координация

Главная проблема кроется в зрительно-моторной координации многих процессов одновременно. Даже на того ребенка, который научился читать и считать еще на этапе подготовки к школе, свалится большая психологическая нагрузка. Оперировать знаками, следить за аккуратностью и делать все это по просьбе учителя в указанное им время — процессы, которые позже будут происходить автоматически, но пока вчерашний дошколенок должен выполнить каждый из них и ничего не перепутать. Многие родители замечают, что в начальной школе возвращается дневной сон у того ребенка, который давным-давно перестал спать в детском садике. Это не удивительно — дети и в самом деле очень устают.

В какой именно момент усталость возьмет верх над старательностью и ученика — вопрос для каждого индивидуальный. Но факт есть факт — детей с логопедическими проблемами той или иной степени выраженности все больше. Многие ошибки, которые во времена детства современных родителей списывали на невнимательность, сейчас можно скорректировать упражнениями, которые подскажет специалист.

Родители могут помочь

Родители могут помочь

Упражнения эти очень простые, потому поначалу они могут показаться бесполезными. «Это же пройденный этап, ребенок научился так делать еще год или два назад!» - восклицают многие родители, и бывают не вполне правы. Логопедические упражнения направлены не на ознакомление с каким-либо материалом, как это происходит в процессе школьного и дошкольного обучения, а на автоматизацию уже изученных процессов, а для этого как раз нужны повторения очень простых и хорошо известных вещей.

Читаем быстро

Например — таблицы скорочтения. На первый взгляд их можно принять за пособия по чтению для раннего развития малышей. Это обычные таблицы слогов — одна согласная и разные меняющиеся гласные рядом. Ребенок просто должен их читать, быстро, уверенно и без ошибок. Зачем это делать школьнику, который научился читать слоги давным-давно, и просто никак не нарастит скорость чтения? Слоговые таблицы нужны как раз для решения проблемы скорости.

Ребенок читает медленно, потому что у него до конца не автоматизирован процесс определения правильного расположения букв в слогах и в слове. У взрослых людей и хорошо успевающих в школе детей этот процесс происходит автоматически при взгляде на слово. Плохо читающие дети все еще перебирают каждую букву в слове, пытаясь соединить ее со следующей буквой и перейти к следующей. Это очень трудоемкий и сложный процесс, заставляющий уроки длиться вечно — ведь и в русском языке, и в математике происходят похожие процессы распознавания знаков. А регулярное чтение простых слогов в течение пятнадцати минут каждый день как раз позволит приблизиться к автоматизации чтения.

Уроки с увлечением

Уроки с увлечением

Следующие два упражнения пригодятся тем детям, которые никак не могут избавиться от пропущенных букв, перепутанных мягких и твердых знаком в словах, зеркально написанных букв. Все это признаки того, что ребенок плохо ориентируется в тексте. Родители могут удивиться — в уроках не бывает текстов длиннее двух строчек, как там можно не сориентироваться? Но если имеет место нарушение пространственных представлений, то неважно, две строчки или две страницы нужно читать и распознавать в них буквы на своем месте.

«Древнеславянское письмо» - это интригующее ребенка название апеллирует к временам, когда при письме не использовались гласные буквы. Это и предстоит сделать ребенку в упражнении. Родители могут предложить ему небольшой текст всего в несколько предложений, а ребенок должен переписать его, ставя в словах точки на месте всех гласных буквы. Таким образом, у него окажутся выписанными «слова», состоящие только из согласных и точек. Потом то же самое нужно записать, выписывая на этот раз только гласные буквы.

Следующее упражнение называется «арабское письмо». При арабском написании текста слова пишутся справа налево. Именно в таком порядке ребенок и должен расположить предложенный ему текст. Поначалу будет трудно, но потом процесс даже будет доставлять удовольствие. Оба эти упражнения - «древнерусское» и «арабское письмо» направлены на улучшение восприятия текста и ориентирования в нем. Логопеды подтверждают, что после нескольких недель ежедневных упражнений уроки у ребенка начинают выглядеть намного чище и выполняться на порядок быстрее.

Полезные упражнения для ребенка

Также важной проблемой является недостаточно качественное умение ребенка сконцентрироваться на той части текста, с которой он в данный момент работает — «выделить» для чтения именно первую букву слова, а не последнюю, или букву на соседней строчке и т. д. Упражнение «цветные буквы» поможет облегчить этот процесс. Для его выполнения понадобится текст побольше, чем две строчки, но не длиннее половины страницы - сильно мучить ребенка тоже не стоит.

Родители должны выбрать две буквы, лучше гласные (так как они чаще встречаются) и предложить ребенку две разные цветные ручки. Например, он должен обвести в красный кружок все буквы О, и подчеркнуть зеленым все буквы И.Так просто, даже примитивно? Но результаты такого упражнения колоссальны, оно является классикой работы логопеда со школьниками.

На отработку того же навыка направлены цифровые комбинации. Это следующий, более сложный этап того же процесса — вычленения в тексте сочетаний знаков. Материалы для этого задания родителям придется подготовить заранее или использовать логопедические методические сборники. Оно представляет собой длинные — на всю строчку — цепочки цифр, и ребенок в каждой из них должен найти и обвести ручкой то число, которое записано отдельно. Это число может состоять из любого количества букв — начинать стоит с двузначных и постепенно увеличивать количество цифр. В строке может быть одно число или несколько.

Родители могут заметить, что все эти упражнения довольно просты на вид, но при их выполнении задействуются одновременно и когнитивная функция, и мелкая моторика, которая активизирует речевые центры в головном мозге. Ребенок испытывает приличную нагрузку, потому слишком увлекаться не стоит — в день рекомендуется выполнять не больше двух любых упражнений.