Дискуссии родителей о детских садах бесконечны. Часть считает детские сады «передержкой» для детей, нужной в основном занятым (или уставшим) родителям. Другая часть убеждена, что детский садик нужен самому ребёнку, потому что там — социализация и приучение к дисциплине. Третья — и таких родителей, видимо, большинство — отдают ребёнка по возрасту в сад потому, что все так делают, это привычный этап воспитания и развития детей.
У всех точек зрения есть право на существование: дети разные, сады разные, воспитатели в одном детском саду и даже в одной и той же группе тоже разные. Наконец, жизненные обстоятельства у семей тоже не одинаковые. Так что единого ответа на вопрос, зачем ребёнку детский сад и нужен ли он вообще, нет. Зато есть данные, которые помогут принять информированный выбор (если у вас есть возможность это выбирать).
Ученые о детских садах и их влиянии на ребёнка
В Национальном Институте детского здоровья и развития человека ученые в течение 15 лет исследовали развитие тысячи детей США — из семей с разным уровнем достатка, образования родителей, количества членов этих самых семей. То есть с разнообразной выборкой.
Полные результаты исследования есть в книге «Твое происхождение: как детство влияет на жизнь» (The Origins of You: How Childhood Shapes Later Life).
Для сбора данных эксперты наблюдали, как каждый ребёнок посещает детский сад, какие изменения с ним происходят, и что вообще может повлиять на ребёнка в детском саду. Периодически детей тестировали, опрашивали, даже интервьюировали — чтобы оценить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и поведенческое развитие ребёнка. А еще ученые заостряли внимание на том, как воспитатели общаются с малышами, и делали выводы.
Российские ученые обнаружили интересный факт. Если ребёнок в детском саду получает меньше (в сравнении с остальными в группе) внимания педагогов, имеет доступ к меньшему количеству игрушек, развивающих материалов, то потом он лучше адаптируется к различному окружению и эффективнее решает конфликты.
Что выяснили ученые за 15 лет наблюдения за детсадовцами?
Ну а американские специалисты наконец сделали выводы из пятнадцати лет наблюдения за детьми. Часть этих выводов весьма очевидна, а какие-то наверняка заставят вас задуматься.
- Чем лучше детский сад, тем лучше развитие ребёнка — вплоть до подросткового возраста (дальше не наблюдали). Если ребёнок посещал более «качественный» детский сад, где педагоги были внимательны, ответственно, общались с детьми сочувственно, отслеживали запросы ребёнка и реагировали на них, поощряли познавательную активность — то дети в школе получали более высокие отметки по предметам, где оценивали речевые навыки (письмо, родной язык, литература) и когнитивные (эти навыки не особенно нужны только на творчестве и физкультуре). То есть в целом дети из хороших детских садов учились лучше в школе — причем уровень детского сада зависел не от материальной базы, а от отношения воспитателей.
- Социальные навыки также улучшаются при посещении детских садов, в которых о детях заботятся хорошо. Так, если ребёнок посещал не очень хорошее дошкольное учреждение, в старшем возрасте он будет более склонен к агрессии и асоциальному поведению.
- Чем больше времени дети до трех лет проводят в детском саду, тем менее чувствительными к их потребностям становятся их мамы: это влияет на привязанность и реакции родителей (а затем на самих детей). Не стоит путать привязанность и зависимость: разобраться, что же нужно ребёнку, поможет статья «Счастливые дети — зависимые дети?».
- Еще одно последствие длительного пребывания в детском саду: ухудшается поведение. Исследование ученых из University of California показало, что даже в лучших детских садах пребывание детей надо дозировать, особенно для детей до 4,5 лет. Чем больше времени вне дома — тем больше агрессии и непослушания проявляли дети. Кроме того, есть и линейная зависимость: минимальная вероятность попасть в группу риска была у детей, которые проводили в детских садах до 9 часов в неделю, максимальная — при посещении по 45 часов в неделю (9 часов в рабочие дни). Эта связь сохранялась и в школьные годы. Такие дети чаще пробовали наркотики, вели себя рискованно, вступали в ранние и беспорядочные половые связи.
- Группы с небольшим количеством детей оказались лучше, чем переполненные — что не удивительно. Но теперь это подтверждено научно в Duke University: исследование выявило, что это действительно влияет на успешность обучения в школе.
- Наконец, хорошая новость: семья важнее детского сада. Даже в «плохих» детских садах, переполненных группах и с невнимательными воспитателями дети показывали успешные результаты в развитии, если у них были любящие и отзывчивые родители.
Какие выводы сделали ученые?
Детский сад действительно влияет на ребёнка, определяя в некоторой мере его развитие и будущее. Чем лучше садик и чем меньше времени там проводит ребёнок — тем выше результаты. Как выясняется, качество детского дошкольного учреждения не так важно, как то, сколько времени там будет проводить ребёнок. Время в детском саду — решающий фактор.
Однако если времени на ребёнка днем катастрофически не хватает, но из группы полного дня ребёнок возвращается вечером в теплую семейную атмосферу с внимательными родителями, это все может оказаться совершенно не важным. Непросто, конечно, бороться с последствиями снижения привязанности между родителями и детьми. Но так как мы теперь об этом знаем, то с этой проблемой можно справиться.
Так что не стоит начинать бояться за будущее и винить себя в необходимости «сдавать» ребёнка в ближайший к дому детский сад на весь день. Ученые привели неприятные факты, однако они же дали и лекарство: да, особой пользы для развития ребёнок в таком саду, скорее всего, не получит, а что-то ему и навредит. Но в долгосрочной перспективе все это не будет иметь значения, если дома его любят и понимают. А чтобы помочь создать нужную атмосферу дома, читайте «10 секретов, которые помогут воспитать ребёнка счастливым».