30.07.2016 6593

Дети: наследственные психические расстройства

Эксперт

Сундуков Александр Вадимович

Круг психических заболеваний, в том числе и детских, достаточно обширен, намного скромнее список тех, которые передаются по наследству. Впрочем, психогенетика — наука, изучающая психические расстройства с генетическими корнями, — насчитывает всего лишь десятки лет. Несмотря на многочисленные эксперименты и исследования, она пока находится в сфере предположений, а не открытий. Дети с психическими расстройствами — ключевая тема генетиков, так как основные параметры формирования будущей личности закладываются еще в утробе матери и во многом зависят от наследственных показателей.

Дети: наследственные психические расстройства

Для начала стоит перечислить психические заболевания предположительно генетического происхождения, среди которых:

  • Дисграфия, дислексия, дискалькулия (специфическая неспособность к обучению или специфическое расстройство развития учебных навыков)
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
  • Аутизм
  • Маниакально-депрессивный психоз
  • Шизофрения

Вся сложность выявления того или иного заболевания состоит в определении отвечающего за него гена и участка хромосомы. Но это не единственная сложность. Каждый ген сопровождают эпигенетические единицы, которые также несут определенную информацию, но не меняют сам ген. Эпигенетические изменения также могут передаваться из поколение в поколение, и иногда (при определенном стечении обстоятельств) могут проявиться на биохимическом уровне, и стать причиной тех же психических отклонений.

Способ, которым пользуются генетики для выявления «гена-нарушителя», а именно молекулярно-генетический анализ, тоже несовершенен. В лучшем случае он позволит выявить гены-мутанты, возможно влияющие на психические отклонения. Именно поэтому с большой осторожностью стоит относиться к очередным открытиям гена алкоголизма, агрессии, асоциального поведения, гениальности.

Дети выступают в качестве относительно подходящего объекта для исследований генетиков, выявить нарушения психических факторов немного легче, чем у взрослых.

Развитие ребенка: попытки диагностики психических расстройств

Развитие ребенка: попытки диагностики психических расстройств

Диагностировать наследственные психические заболевания у детей непросто. Многие из них имеют схожую симптоматику. Генетики проводят исследования с качественной и количественной точек зрения: с одной стороны, производится расчет процентных показателей заболевания, т. е. частоты его проявления, возрастные характеристики заболевших, с другой стороны, исследуются непосредственно изменения генома. В итоге у каждого из заболеваний появились свои «маркеры» и отличительные признаки, которые на разных этапах сопровождают развитие ребенка.

Например, наиболее сложно выявить у детей специфическую неспособность к обучению. Это психическое нарушение может сопровождаться необычным эмоциональным реагированием как на учебный предмет, так и на окружающую обстановку. Отсюда непредсказуемость поведения детей с этим дефектом развития во время занятий. Обнаруживается данное заболевание в момент обучения чтению, письму и счету: происходит раскоординация между написанием услышанного и чтением написанного. Кому-то, наоборот, дается чтение и письмо, но не дается счет. Виной всему могут быть также проблемы с памятью и концентрацией внимания. Дети со специфическим расстройством развития учебных навыков из-за выше названных дефектов плохо воспринимают и усваивают информацию.

Статистика заболеваемости детей со специфическим расстройством развития учебных навыков весьма относительна — по России подобные отклонения психики составляют 20-30%. Предположительно, все они вызваны изменением одного из участков хромосомы 6.

Сходными чертами со специфическим расстройством развития учебных навыков обладает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Процент заболеваемости здесь значительно меньше (6-10%), а вот генетическая предрасположенность достигает 40%.

Процент выявления аутизма растет. Расстройства аутичного спектра, как правило, являются врожденными патологиями, и могут проявиться на самой ранней стадии развития ребенка. Иногда расстройство долгое время может не обнаруживать себя, и возникнуть уже во взрослом состоянии под воздействием определенных внешних факторов.

Что касается маниакально-депрессивного психоза и шизофрении, то и эти заболевания могут возникнуть на любой стадии развития ребенка. При этом помимо врожденных факторов этих заболеваний, нельзя сбрасывать со счетов внешнее воздействие, в том числе и вирусные инфекции.

Несмотря на все попытки классифицировать наследственные психические заболевания по признакам и возрастной шкале, единой системы выработать пока не удалось. В любом случае, психические расстройства влияют на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка, а также на двигательные функции.

Дети: симптоматика психических заболеваний

Рассмотрим различия психических расстройств у детей.

Для детей со специфическим расстройством развития учебных навыков характерны возбудимость, неугомонная деятельность и однообразный повтор движений в сочетании с рассеянностью и неумением