Маленькие дети не любят процедуру одевания и раздевания, и этот процесс нередко заканчивается слезами и капризами. Дома родители могут позволить себе долгие уговоры. Но в детском саду нежелание и неумение детей самостоятельно одеваться станет проблемой и воспитателей, и малышей. Неумелый ребёнок на фоне самостоятельных сверстников будет чувствовать себя хуже других, может испытывать дискомфорт и, возможно, подвергаться насмешкам. Такая ситуация нередко становиться причиной стрессов и нежелания ходить в детский сад. Долгое одевание приводит к тому, что малыш выходит на прогулку вспотевшим, а это может привести к простудным заболеваниям.
Почему дети не любят одеваться
Основной причиной отказа детей одеваться самостоятельно является то, что для ребёнка это не такое простое занятие, как кажется взрослым.
- Дети путают последовательность одевания, пропускают майки или колготки, поэтому им приходится повторять процесс с самого начала.
- Малыши путают задние и передние части одежды, часто одевают их задом наперед.
- Шнурки, пуговицы, пряжки — все застежки плохо поддаются неловким пальчикам.
- Малыши не понимают разницы между левыми и правыми ботинками и часто надевают их наоборот.
- Маленьким детям очень не нравятся вещи с тугим горлом — водолазки, свитера и одежда из колючих, жестких материалов.
- Ребёнок часто умудряется засунуть обе ноги в одну штанину.
- Дети путают лицевую и изнаночную стороны одежды.
Все эти проблемы приводят к массе ошибочных действий, вынуждая детей и родителей снимать неправильно надетую одежду и начинать все заново. Эта процедура быстро надоедает малышам, они начинают капризничать и раздражаться.
Родители должны понимать, что самостоятельное одевание, застегивание пуговиц и завязывание шнурков развивают мелкую моторику, координацию движений, а это благотворно влияет на развитие речи и интеллекта.
Как учить малыша одеваться
Чаще всего родители преодолевают сопротивление детей наиболее удобным для себя способом. Одни терпеливо одевают ребёнка, не обращая внимания на капризы. Другие отвлекают малыша мультиками и сказками, третьи проявляют строгость и грозят наказаниями.
Опытные мамы предлагают хитрые обходные способы, самым действенным из которых признано превращение одевания в развлечение и интересную игру.
- Проще всего справиться с младенцами, достаточно положить рядом яркую игрушку или отвлечь внимание ребёнка каким-либо другим способом.
- В возрасте 2-3 лет дети начинают проявлять самостоятельность и желание все делать без помощи родителей. Это лучшее время для обучения ребёнка новым навыкам, в том числе и умению одеваться. В это время нельзя пресекать инициативу крохи одеваться самостоятельно. Пусть начнет с малого: наденет штанишки, попробует сам просунуть руки в рукава рубашки.
- Разумеется, все должно происходить весело, с элементом соревнования. Сначала надо немного поддаваться, чтобы малыш не потерял интерес и позитивный настрой. К шести годам ребёнок вполне освоит эту науку и обретет самостоятельность.
Родители должны действовать по плану, переходя от простых операций к более сложным. Сначала надо научиться раздеваться, выворачивать и складывать одежду, а потом переходить к более трудному одеванию.
В процессе переодевания полезно проговаривать каждое действие: надеваем синюю рубашку, черные штанишки, серые носочки. У малыша будет параллельно пополняться словарный запас. Он закрепит знания о предметах одежды, цветах, размерах. Можно вспомнить короткие стишки про одежду и обувь.
Как еще родители могут помочь своему ребёнку
Подбирать одежду для ребёнка надо с учетом возможных проблем с одеванием. Лучше покупать свободную, удобную одежду, свитера с широким горлом и свободными манжетами. Брюки лучше покупать на резинках или кулисках, а не на пуговицах. Для обуви самой простой застежкой являются липучки.
Самые трудные операции — это застегивание молний и пуговиц, завязывание шнурков. Этому надо учиться не во время одевания на прогулку, а в течение дня, играя в соответствующие игрушки и тренажеры, развивающие мелкую моторику: в шнуровки, продевание мелких предметов в отверстия и другие.
Развитию этих навыков хорошо помогают развивающие доски — бизиборды. Это целый комплекс разных тренажеров на одной доске. Молнии дети осваивают раньше всего, примерно к 1 году. Пуговицы поддаются сложнее, малыш умеет их застегивать к двум годам. Сложнее всего завязывать шнурки бантиком. Этому ребёнок учится примерно до 5-6 лет. Хотя детям раннего возраста редко покупают кроссовки со шнурками.
Малышей надо постоянно поощрять и хвалить даже за самые маленькие достижения. Родители должны знать, что у детей часто меняется настроение, и то, что вчера было интересно, сегодня уже скучно. В таких случаях следует пойти ребёнку навстречу, поиграть с ним в малыша или поделить работу на двоих.
Для повышения мотивации ребёнка на проявление самостоятельности следует покупать одежду, которая ему нравится. Можно советоваться с малышом, собираясь на прогулку и вынимая одежду из шкафа. Ребёнок почувствует свою значимость и с большим интересом отнесется к одеванию.
Хорошим способом облегчить ребёнку процесс одевания станет раскладывание одежды в правильном порядке и нужной стороной наверх. Малыш будет брать вещь за вещью и постепенно понимать порядок действий.
Если ребёнку трудно надеть какую-то вещь, то весь процесс нужно объяснить ему пошагово. Чтобы надеть носочки, нужно сесть на пол или на стульчик, взять носок за края, растянуть края носочка в разные стороны так, чтобы захватить все пальчики, надеть носочек до конца. Затем проверить совпадает ли пяточка на носке с пяточкой ребёнка.
Верхнюю одежду и обувь надо оставить на завершающий этап. Молнии на куртке иногда затрудняют и взрослых, не только детей. Поэтому не стоит удивляться, что ребёнок не может вставить «собачку» в молнию или быстро застегнуть сапожки.
Родители должны быть готовы к длительному и трудному процессу обучения ребёнка. Нужно запастись терпением и регулярно без негативных эмоций показывать и рассказывать, как и что надевать.
Самое главное — преодолеть желание быстро одеть малыша, сохранив время и душевное спокойствие. Так ребёнок не скоро научится одеваться сам. Лучше разбудить его раньше перед сборами в детский сад и дать ему возможность одеться самостоятельно.
Учить нужно последовательно и постепенно. Для малыша это очень трудоемкий процесс, требующий и физического и умственного напряжения. Только ежедневные тренировки приведут к успешному результату.