Умение планировать бюджет, распределять доходы и расходы играет большую роль в жизни взрослого человека. Многие люди страдают из-за неумения правильно рассчитывать свои финансовые возможности и тратят всю зарплату, когда аванс еще не скоро. Это влечет за собой череду неприятных последствий: долги, плохое настроение, конфликты в семье. Поэтому не стоит недооценивать важность формирования культуры обращения с деньгами при воспитании детей. Почти каждый маленький ребёнок в наши дни быстро понимает принцип работы магазинов, но еще не осознает, откуда у родителей деньги. Родителям стоит научить детей понимать цену денег, в то же время не превознося их, как самый важный аспект в жизни.
Стоит ли родителям давать детям карманные деньги
Положение, при котором на любые траты приходится просить деньги у близких людей, неприятно практически для любого человека вне зависимости от возраста. Поэтому по достижении ребёнком примерно пяти лет можно начинать выделять ему определенную сумму на личные расходы.
Начинать стоит с небольшой суммы для прогулки с родителями, на которой малыш сам решит, на что потратить деньги. Это могут быть сладости, семечки для голубей во дворе, карандаши. Или он может сэкономить, чтобы купить что-то более существенное в другой раз.
В школьном возрасте родители, как правило, выделяют детям деньги на проезд и булочку, давая возможность перекусить и доехать в школу и домой. На какие-то общеклассовые сборы, внешкольные походы деньги выделяются обычно отдельной графой. Ведь ребёнок лет десяти еще не в состоянии грамотно распределить все финансы и может запутаться или потерять их.
Старшеклассникам чаще доверяют более крупные суммы: на учебники и школьные сборы, сдача при этом остается как бонус проявления самостоятельности. Тут у самых предприимчивых ребят включается предпринимательский азарт. Кто-то ищет возможность купить книги с рук по стоимости ниже новых. А кто-то спешит продать прошлогодние учебники, и тогда сумма денежного остатка приятно увеличится.
Как научить ребёнка правильно относиться к деньгам
Объяснять принцип круговорота денег в семье и обществе стоит начинать ребёнку, когда у него начинается так называемый возраст «купи». Это период примерно двух-трех лет, когда малыш, посещая с родителями магазины, осознает, что за этим словом скрывается возможность обладания игрушками, сладостями и прочими источниками удовольствия. Нужно рассказывать ему, что взрослые члены семьи ходят на работу, там они получают за свой труд деньги. Их нужно тратить с умом и уважением к проделанной работе.
Даже самому маленькому ребёнку понятна похвала, когда он убрал игрушки. Поэтому можно провести параллель с его помощью по дому и вознаграждением за это. Многие мамы, отказывая ребёнку в очередной сладости, прибегают к аргументу, что у них нет денег.
Психологи рекомендуют избегать подобных формулировок, поскольку они не понятны детям. И нет вины дочери или сына в том, что родители в силу пусть даже объективных обстоятельств мало зарабатывают. Кроме того, из этой логики следует, что если бы денег было много, ребёнку покупали бы все, что он захочет. У мальчика или девочки может сформироваться неправильное представление о ценности денег, которые станут для них наивысшим благом.
Поэтому маме и папе стоит тратить больше усилий на объяснение причин отказа. Можно рассказать о пользе и вреде продуктов, о том, что все хорошо в меру. Можно вводить какие-то правила, традиции, чтобы ребёнок знал, что во время вечерней прогулки будет куплено что-то приятное или вкусное, а не настаивал на этом по пути за хлебом утром.
Когда возраст ребёнка приближается к шести-семи годам, мама с папой начинают давать ему больше карманных денег. Важно не торопиться и не выделять сразу крупную сумму на месяц, а постепенно давать небольшие суммы на день, три, неделю.
Умение распределять свои расходы зависит от нескольких факторов: математических способностей, врожденной бережливости или расточительности, мотивации и задач. Если у ребёнка много игрушек и все его капризы исполняются по первому требованию, вряд ли у него появится желание экономить. Скорее всего, он будет тратить все деньги сразу. Если же родители предлагают ему самому накопить определенную сумму на желаемую игрушку, мотивация резко возрастает.
В некоторых семьях практикуют систему вознаграждения за работу по дому или выполненные уроки. Это неоднозначное решение, поскольку исчезают важные аспекты, такие, как формирование личной ответственности за свою успеваемость, осознание причастности к жизни семьи и поддержание порядка в доме по этой причине. А также желание помыть посуду, чтобы просто порадовать маму. Все приобретает неприятный налет рыночных отношений.
Ребёнку стоит подарить копилку
Копилка — это отличное изобретение для накопления денег и выработки силы воли у человека. Лучше всего подарить ребёнку не открывающуюся копилку, а ту, которую нужно разбивать. Тогда исчезает соблазн достать из нее немного денег на поход в кино или жвачку. Копилка будет вскрыта только при полном ее наполнении.
С психологической точки зрения копилка — хорошее решение для людей, которые не обладают достаточной силой воли и аккуратностью, чтобы регулярно откладывать деньги. Взрослые люди по тому же принципу используют накопительные счета без возможности снятия наличных, электронные копилки, заводят несколько дебетовых карт. Все эти инструменты направлены на то, чтобы потратить не всю поступающую сумму.
Дети могут найти в наполнении копилки веселый элемент игры, когда каждую полученную от родственников купюру или найденную на улицу монетку они спешат отправить в «хранилище». Многие родители обзаводятся копилками еще при появлении ребёнка и складывают туда все деньги, которые родственники и друзья дарят им при рождении или посещении малыша. Это помогает расходовать их действительно на нужды дочери или сына, а не потратить на бытовые мелочи.
В каком возрасте ребёнок может покупать что-то сам
Под контролем родителей ребёнок может совершать покупки в магазине с самого раннего возраста. Почти всем детям нравится заполнять продуктами тележку в супермаркете, отдавать деньги продавцу или вставлять банкноты в купюроприемник. Если в раннем возрасте это скорее игра, развлечение, то к шести-семи годам ребёнку уже доверяют самому сходить купить хлеб или мороженое.
Постепенно он учится считать сдачу, выбирать между несколькими товарами более выгодный по цене, экономить и откладывать оставшуюся сумму. Главное доверие родителей и правильное отношение к деньгам в семье.