Приучение к горшку — одно из самых непростых занятий для любой мамы. Материнство полно тяжелых и трудных этапов, и все их приходится пройти. От упрямых трехлеток до первых свиданий, в воспитании детей бывают моменты, которые могут быть сложными, и, к сожалению, нет простых инструкций, которые проведут вас через них быстро и без потерь.
Приучение к горшку — одна из таких задач, и она может быть сложной, потому что это бессознательное действие, которое мы все делаем каждый день. Научить ребёнка пользоваться туалетом может быть не так-то легко. Это особенно актуально для ребёнка, который на самом деле не хочет пользоваться горшком, и еще более верно для детей, страдающих аутизмом. Нейроотличным малышам может быть труднее приспособиться к изменениям, включая отказ от подгузников. Мама также может испытывать трудности, потому что информация о таком процессе — не то, что можно узнать у друзей или родителей. Мы подскажем правильное направление действий и дадим советы, как приучить к горшку ребёнка с РАС.
Почему это так сложно?
Понимание, почему дети с расстройством аутистического спектра (РАС) сложнее осваивают горшок, помогает понять ребёнка в целом. Все дети разные, а это означает, что все дети с аутизмом разные, поэтому все, что мы можем сделать, это оценить типичные трудности, с которыми сталкиваются дети, и как с ними справляться.
Все дети — консерваторы, которые могут сопротивляться изменениям. Но расстройство аутистического спектра чаще всего усиливает этот консерватизм: таким малышам комфортно, когда есть распорядок и рутина. И в пользовании горшком есть много аспектов, с которыми ребёнок не будет соглашаться.
Если ребёнок не говорит или испытывает трудности с общением, ему может быть трудно выразить свои чувства. У него также могут быть некоторые сенсорные проблемы, связанные с приучением к туалету, в том числе неудобный или холодный горшок (сиденье унитаза) и даже само ощущение мочеиспускания на унитазе.
Ученые American Psychiatric Association приводят также такие возможные источники затруднений, как привязанность к подгузникам, слишком сильные стимулы в туалете (свет, эхо от стен, звуки воды, изменение температуры при снимании одежды и т. д.).
Эксперты также отмечают, что большинство стимулов приучения нейротипичных детей основаны на социальных вознаграждениях, которые не так важны для детей с РАС. Вместо социальных наград и поощрения гордости за успех ученые советуют концентрировать внимание ребёнка на успешном выполнении задачи до конца.
Кроме того, у детей с аутизмом часто нарушено ощущение тела. По одной из версий проблема заключается в передаче и/или расшифровке тактильных сигналов нервной системой.
Убедитесь, что ребёнок готов к горшку
Лучшее, что можно сделать на этапе подготовки, это убедиться, что ребёнок готов к горшку. Это верно для всех детей, но особенно для детей с РАС.
Даже если мама очень хочет, чтобы ребёнок начал пользоваться горшком в 2 года, если он не готов, мало что способно изменить ситуацию. Важно, чтобы ребёнок мог показать или сказать, что ему нужно в туалет, мог следовать простым инструкциям. И главное, чтобы он достаточно мог контролировать мочевой пузырь, чтобы оставаться сухим в течение как минимум одного часа.
По данным статистики, нейротипичные дети чаще всего осваивают горшок в возрасте 20-30 месяцев. Однако есть культурная разница: там, где принято малышей быстрее избавлять от подгузников, дети учатся раньше. Правда, сам процесс приучения может быть намного дольше, до нескольких месяцев.
Все это показатели того, что аутичный ребёнок готов к приучению.
Есть также способы помочь и ускорить этот предварительный процесс, если малыш еще не совсем готов.
Ученые из University of Toronto (Канада) выяснили, что быстрее приучаются к горшку дети, чьи родители сами определяют, когда и как начинать это делать.Однако ученые отметили, что такие родители не торопятся с приучением к горшку.
Похвала и награда
Похвала и поощрение могут очень хорошо работать с аутичными детьми, и надо обязательно использовать их, когда дело доходит до приучения к горшку. Используйте простые хвалебные предложения, чтобы сказать ребёнку, что он «делает хорошую работу», и предложите наклейки в качестве награды.
В этой статье мы рассказываем, зачем надо хвалить и — главное — как правильно это делать.
Когда аутичный ребёнок освоит первый этап, уберите награду, но следите за тем, чтобы похвала за завершение задания не прекращалась. Если ребёнок не говорит и испытывает трудности с общением, его может быть трудно направлять и хвалить, но визуальная поддержка может быть невероятно полезной. Если ребёнок тактилен — используйте также поглаживания и объятия.
Сделайте диаграмму с картинками, и вы можете указать на различные действия, которые ждете от малыша, или даже на картинки, которые указывают на похвалу за выполнение задания.
В зависимости от части спектра ребёнку могут понадобиться картинки с детальным изображением процесса, включая снимание и надевание штанов и белья.
Процесс в картинках
Картинки и мультфильмы, в которых герои хотят в туалет, идут в туалет, выходят радостные, или же писают в трусики и испытывают дискомфорт, помогают всем детям приучаться к горшку.
Ребёнку с аутизмом это тоже может быть очень полезным. Ученые из University of Kansas подчеркивают, что визуальные стимулы связаны с более высокой успешностью у детей с аутизмом. Если такой книжки нет, надо сделать набор отдельных карточек, фотографий или же картинок в альбоме (можно его заламинировать). Это поможет не только дома, но и в поездках.
Постарайтесь учесть разные варианты и добавляйте позже картинки: что делать, если в туалет захотелось на улице, в магазине, в гостях и так далее.
Многим малышам для понимания, что надо делать, когда хочется в туалет, нужно несколько раз увидеть, как мама или папа делают это. Не пренебрегайте этим советом: такие действия снизят настороженность и страх.
Сделайте туалетную комнату привычной
Приучение к горшку может быть пугающим для аутичного ребёнка, и этого надо избежать. Оптимальный способ сделать это — превратить туалет в привычное место. Это может показаться странным, но такой вариант действительно может помочь ребёнку.
Начните сначала туда просто заходить. Хорошо, если вы будете брать с собой игрушку или книжку (одну и ту же). Этот переходный предмет поможет ребёнку ощущать себя комфортнее. Кстати, потом может быть так, что он будет брать эту игрушку в руки и так показывать, что надо писать.
У нейротипичного ребёнка можно видеть горшок рядом с кроваткой, в ванной комнате, в игровой или в туалете. Малышу с РАС лучше определить единое и постоянное место (или поставить два горшка — на день и на ночь). Оптимальным будет, разумеется, туалет. Так потом проще приучать к унитазу.
Некоторые мамы аутичных детей говорят, что сразу приучали ребёнка садиться на унитаз с детским сиденьем и подставочкой, чтобы легче залезать — чтобы потом не переучивать.
Можно повесить на стенку в туалете таблицу с наклейками, открыть дверь и посидеть рядом, читая книжку. Затем ребёнок в одежде может садиться на горшок или унитаз. После этого наступает этап приучения снимать штаны.
Чтобы избежать дискомфорта от звуков, можно лить воду из пластикового стаканчика в горшок или унитаз. Однако подумайте заранее, не будет ли малыш бояться звука слива воды в унитазе (или не станет ли нажимать на кнопку просто так без причин по 20 раз в день).
При страхе звука и вида сливающейся воды сразу вводите ритуал, например, помахать ей ручкой и попрощаться.
Снимите подгузник
Замените его на обычные трусики или же трусики для приучения к горшку, которые помогут малышу понять, что он сделал что-то не так. Но оставьте пока что подгузники на ночь, чтобы не нарушать сон ребёнка в этот и так непростой период.
Убедитесь, что вы напоминаете про горшок каждые полчаса. Поставьте таймер и приучайте к нему ребёнка. Не спрашивайте, хочет ли он в туалет, напоминайте сами словами или картинкой. А когда напоминание и высаживание заканчиваются успехом (даже если там три капли), хвалите и награждайте.
Награда должна быть немедленной и последовательной. Это важно: давать, например, стикер, сразу же после успеха и только в случае успеха.
Не показывайте никаких эмоций, если ребёнок намочил трусики, это создает нежелательные связи. Просто напомните, что в следующий раз это надо сделать на горшок. Возможно, несколько дней придется проводить много времени с ребёнком в туалете, но оно того стоит.
Если малыш не писает, эксперты советуют слегка намочить его водой, чтобы напомнить ощущение мочеиспускания.
Опять же, если вы пытаетесь и ничего не работает, попробуйте сделать перерыв и вернуться к этому позже, чтобы никто не расстроился от бесплодных попыток.
У многих детей бывает так, что уже привычный горшок вдруг становится забытым, а сухие трусики начинают быстро пачкаться. Что делать в такой ситуации, читайте в статье «Только приучили, и опять: что делать при регрессии приучения к горшку?».