Аутизм у малыша и приучение к горшку: проблемы и решения

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Приучение к горшку — одно из самых непростых занятий для любой мамы. Материнство полно тяжелых и трудных этапов, и все их приходится пройти. От упрямых трехлеток до первых свиданий, в воспитании детей бывают моменты, которые могут быть сложными, и, к сожалению, нет простых инструкций, которые проведут вас через них быстро и без потерь.

Приучение к горшку — одна из таких задач, и она может быть сложной, потому что это бессознательное действие, которое мы все делаем каждый день. Научить ребёнка пользоваться туалетом может быть не так-то легко. Это особенно актуально для ребёнка, который на самом деле не хочет пользоваться горшком, и еще более верно для детей, страдающих аутизмом. Нейроотличным малышам может быть труднее приспособиться к изменениям, включая отказ от подгузников. Мама также может испытывать трудности, потому что информация о таком процессе — не то, что можно узнать у друзей или родителей. Мы подскажем правильное направление действий и дадим советы, как приучить к горшку ребёнка с РАС.

Почему это так сложно?

Понимание, почему дети с расстройством аутистического спектра (РАС) сложнее осваивают горшок, помогает понять ребёнка в целом. Все дети разные, а это означает, что все дети с аутизмом разные, поэтому все, что мы можем сделать, это оценить типичные трудности, с которыми сталкиваются дети, и как с ними справляться.

Все дети — консерваторы, которые могут сопротивляться изменениям. Но расстройство аутистического спектра чаще всего усиливает этот консерватизм: таким малышам комфортно, когда есть распорядок и рутина. И в пользовании горшком есть много аспектов, с которыми ребёнок не будет соглашаться.

Если ребёнок не говорит или испытывает трудности с общением, ему может быть трудно выразить свои чувства. У него также могут быть некоторые сенсорные проблемы, связанные с приучением к туалету, в том числе неудобный или холодный горшок (сиденье унитаза) и даже само ощущение мочеиспускания на унитазе.

Ученые American Psychiatric Association приводят также такие возможные источники затруднений, как привязанность к подгузникам, слишком сильные стимулы в туалете (свет, эхо от стен, звуки воды, изменение температуры при снимании одежды и т. д.).

Факт!

Эксперты также отмечают, что большинство стимулов приучения нейротипичных детей основаны на социальных вознаграждениях, которые не так важны для детей с РАС. Вместо социальных наград и поощрения гордости за успех ученые советуют концентрировать внимание ребёнка на успешном выполнении задачи до конца.

Кроме того, у детей с аутизмом часто нарушено ощущение тела. По одной из версий проблема заключается в передаче и/или расшифровке тактильных сигналов нервной системой.

Убедитесь, что ребёнок готов к горшку

Убедитесь, что ребёнок готов к горшку

Лучшее, что можно сделать на этапе подготовки, это убедиться, что ребёнок готов к горшку. Это верно для всех детей, но особенно для детей с РАС.

Даже если мама очень хочет, чтобы ребёнок начал пользоваться горшком в 2 года, если он не готов, мало что способно изменить ситуацию. Важно, чтобы ребёнок мог показать или сказать, что ему нужно в туалет, мог следовать простым инструкциям. И главное, чтобы он достаточно мог контролировать мочевой пузырь, чтобы оставаться сухим в течение как минимум одного часа.

Факт!

По данным статистики, нейротипичные дети чаще всего осваивают горшок в возрасте 20-30 месяцев. Однако есть культурная разница: там, где принято малышей быстрее избавлять от подгузников, дети учатся раньше. Правда, сам процесс приучения может быть намного дольше, до нескольких месяцев.

Все это показатели того, что аутичный ребёнок готов к приучению.

Есть также способы помочь и ускорить этот предварительный процесс, если малыш еще не совсем готов.

Факт!

Ученые из University of Toronto (Канада) выяснили, что быстрее приучаются к горшку дети, чьи родители сами определяют, когда и как начинать это делать.Однако ученые отметили, что такие родители не торопятся с приучением к горшку.

Похвала и награда

Похвала и поощрение могут очень хорошо работать с аутичными детьми, и надо обязательно использовать их, когда дело доходит до приучения к горшку. Используйте простые хвалебные предложения, чтобы сказать ребёнку, что он «делает хорошую работу», и предложите наклейки в качестве награды.

В этой статье мы рассказываем, зачем надо хвалить и — главное — как правильно это делать.

Когда аутичный ребёнок освоит первый этап, уберите награду, но следите за тем, чтобы похвала за завершение задания не прекращалась. Если ребёнок не говорит и испытывает трудности с общением, его может быть трудно направлять и хвалить, но визуальная поддержка может быть невероятно полезной. Если ребёнок тактилен — используйте также поглаживания и объятия.

Сделайте диаграмму с картинками, и вы можете указать на различные действия, которые ждете от малыша, или даже на картинки, которые указывают на похвалу за выполнение задания.

Важно!

В зависимости от части спектра ребёнку могут понадобиться картинки с детальным изображением процесса, включая снимание и надевание штанов и белья.

Процесс в картинках

Процесс в картинках

Картинки и мультфильмы, в которых герои хотят в туалет, идут в туалет, выходят радостные, или же писают в трусики и испытывают дискомфорт, помогают всем детям приучаться к горшку.

Ребёнку с аутизмом это тоже может быть очень полезным. Ученые из University of Kansas подчеркивают, что визуальные стимулы связаны с более высокой успешностью у детей с аутизмом. Если такой книжки нет, надо сделать набор отдельных карточек, фотографий или же картинок в альбоме (можно его заламинировать). Это поможет не только дома, но и в поездках.

Постарайтесь учесть разные варианты и добавляйте позже картинки: что делать, если в туалет захотелось на улице, в магазине, в гостях и так далее.

Совет!

Многим малышам для понимания, что надо делать, когда хочется в туалет, нужно несколько раз увидеть, как мама или папа делают это. Не пренебрегайте этим советом: такие действия снизят настороженность и страх.

Сделайте туалетную комнату привычной

Приучение к горшку может быть пугающим для аутичного ребёнка, и этого надо избежать. Оптимальный способ сделать это — превратить туалет в привычное место. Это может показаться странным, но такой вариант действительно может помочь ребёнку.

Начните сначала туда просто заходить. Хорошо, если вы будете брать с собой игрушку или книжку (одну и ту же). Этот переходный предмет поможет ребёнку ощущать себя комфортнее. Кстати, потом может быть так, что он будет брать эту игрушку в руки и так показывать, что надо писать.

Совет!

У нейротипичного ребёнка можно видеть горшок рядом с кроваткой, в ванной комнате, в игровой или в туалете. Малышу с РАС лучше определить единое и постоянное место (или поставить два горшка — на день и на ночь). Оптимальным будет, разумеется, туалет. Так потом проще приучать к унитазу.

Некоторые мамы аутичных детей говорят, что сразу приучали ребёнка садиться на унитаз с детским сиденьем и подставочкой, чтобы легче залезать — чтобы потом не переучивать.

Можно повесить на стенку в туалете таблицу с наклейками, открыть дверь и посидеть рядом, читая книжку. Затем ребёнок в одежде может садиться на горшок или унитаз. После этого наступает этап приучения снимать штаны.

Чтобы избежать дискомфорта от звуков, можно лить воду из пластикового стаканчика в горшок или унитаз. Однако подумайте заранее, не будет ли малыш бояться звука слива воды в унитазе (или не станет ли нажимать на кнопку просто так без причин по 20 раз в день).

Совет!

При страхе звука и вида сливающейся воды сразу вводите ритуал, например, помахать ей ручкой и попрощаться.

Снимите подгузник

Снимите подгузник

Замените его на обычные трусики или же трусики для приучения к горшку, которые помогут малышу понять, что он сделал что-то не так. Но оставьте пока что подгузники на ночь, чтобы не нарушать сон ребёнка в этот и так непростой период.

Убедитесь, что вы напоминаете про горшок каждые полчаса. Поставьте таймер и приучайте к нему ребёнка. Не спрашивайте, хочет ли он в туалет, напоминайте сами словами или картинкой. А когда напоминание и высаживание заканчиваются успехом (даже если там три капли), хвалите и награждайте.

Важно!

Награда должна быть немедленной и последовательной. Это важно: давать, например, стикер, сразу же после успеха и только в случае успеха.

Не показывайте никаких эмоций, если ребёнок намочил трусики, это создает нежелательные связи. Просто напомните, что в следующий раз это надо сделать на горшок. Возможно, несколько дней придется проводить много времени с ребёнком в туалете, но оно того стоит.

Если малыш не писает, эксперты советуют слегка намочить его водой, чтобы напомнить ощущение мочеиспускания.

Опять же, если вы пытаетесь и ничего не работает, попробуйте сделать перерыв и вернуться к этому позже, чтобы никто не расстроился от бесплодных попыток.

У многих детей бывает так, что уже привычный горшок вдруг становится забытым, а сухие трусики начинают быстро пачкаться. Что делать в такой ситуации, читайте в статье «Только приучили, и опять: что делать при регрессии приучения к горшку?».

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 18.08.2022 20:22
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

The use of visual supports to facilitate transitions of students with Autism. / Dettmer, S., Simpson, R., Myles, B.S., Ganz, J. // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities 2002
Egg Timers, Human Values, and the Care of autistic Youths / Hendriks, R. // Science, Technology and Human Values 1998
Among healthy children, what toilet-training strategy is most effective and prevents fewer adverse events (stool withholding and dysfunctional voiding)? / Lang ME // Paediatr Child Health 2008

Читайте также

Аутизм и насилие: кто кого?
Кто боится аутистов и чего боятся люди с расстройством аутичного спектра.
Аутизм у детей: какие признаки должны насторожить
Ребенок не такой как все? Какие признаки должны насторожить родителей?
Стереотипии у детей: не только признак аутизма
Постоянное повторение движений или звуков: когда это признак проблем у реебенка, а когда норма.
Миллионы «невидимок», трагедии и страх: детский аутизм в Китае
Отношение к детям с аутизмом в Китае и России: предубеждения, страхи, интеграция «на бумаге».
Аутизм у детей: причины расстройств аутистического спектра
От скрытой наследственности до аутоиммунных заболеваний: известные причины детского аутизма.
Аутизм: семейная жертва или путь к новым возможностям?
Мамы, которые находят в детском аутизме пути для самореализаци, а с ними и путь к лучшей жизни для ребенка.