Когда ребёнок в семье растет замкнутым и стеснительным, у него возникают трудности во время адаптации к детскому саду. В чем они выражаются? Чаще всего в том, что он плохо привыкает к детскому коллективу — по утрам плачет и не хочет вставать, отказывается идти в детский сад, не отпускает маму от себя, расстраивается и тревожится, когда она уходит.
Если родители видят, что ребёнок недостаточно общительный, то они понимают, что ему трудно налаживать контакты с окружающими людьми — взрослыми или сверстниками. Как могут родители облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду, если он трудно идет на контакт?
Причины замкнутости у детей
- Генетические причины. Так бывает, когда кто-то из членов семьи тоже не отличается общительностью и открытостью. Подрастая, ребёнок может быть очень похож на маму или папу, или других родственников и также как и они, не стремиться быть активным и общительным. Такая характеристика не является патологией или отклонением от нормы, если только она не несет с собой какие-либо психические или неврологические отклонения, например признаки аутизма, тревожность, наличие фобий или страхов.
Если замкнутость является природным качеством, то с ним бесполезно бороться и стараться сделать из ребёнка лидера и активиста. Нужно принять его таким, какой он есть. Воспитывать его нужно так, чтобы он не стремился дружить с большим количеством ребят, а построил отношения с одним или двумя близкими друзьями. Такого общения вполне достаточно для того, чтобы он научился общаться, понимал ценность дружбы.
- Психологическая травма. Так бывает, когда ребёнок переживает сильный стресс и на его фоне замыкается в себе. Тогда он может вести себя тихо, отказывается от общения, часто тревожится, волнуется или боится. Чтобы помочь ему привыкнуть детскому саду, нужно сначала проработать последствия эмоциональной травмы. Сделать это поможет консультация со специалистом — детским психологом. Он даст советы и рекомендации родителям, как общаться с малышом и помочь ему адаптироваться в детском коллективе. Ребёнка, который пережил психологическую травму, не рекомендуется насильно отдавать в детский сад и заставлять его дружить со всеми ребятами.
Почему нельзя давить на ребёнка?
Если родители тревожатся о том, что замкнутость в характере может спровоцировать в будущем отсутствие у ребёнка друзей, близких связей, приятельских отношений, то они могут насильно подталкивать его к взаимодействию, заставлять играть и общаться с другими детьми. С психологической точки зрения это выглядит как насилие — побуждать малыша делать то, что он не может или не хочет. Кроме того, дети в этом случае ощущают, что родители недовольны ими и тогда их самооценка падает, они думают о себе плохо, начинают тревожиться и закрываются еще сильнее.
Как научить малыша дружить?
Когда мать и отец сами являются общительными и дружелюбными, то дети легко перенимают эту манеру общения. Замкнутость и нелюдимость в характере родителей может затруднять способность детей общаться, потому что у них нет примера того, как это делать. Для развития коммуникабельности детям полезно встречаться с другими ребятами — во дворе или детском кафе, на отдыхе или в гостях.
Родители могут рассказывать им о дружбе, ее ценностях, умении договариваться и прощать, уступать или защищать себя. Однако замкнутые дети не приобретут этот навык, если не будут общаться в кругу сверстников и видеть то, как это делают родители.
Игры и сказки для детей
Маленькие дети живут чувствами. Если родители планируют отдавать ребёнка в детский сад до 3 лет, и видят, что ему трудно устанавливать контакт со сверстниками, то научить его взаимодействию и общению может быть сложно, если использовать для этого объяснения, уговаривание, давление.
Малыш легко обучается новым навыкам взаимодействия, когда проживает их через воображение, фантазию, игры и сказки. С их помощью он получает практический опыт того, как нужно общаться и дружить и может использовать его в момент, когда оказывается среди ребят. Ребёнку легко идти на контакт с другими, если он испытывает интерес к людям и деятельности.
Чтобы повысить его, родители могут играть с малышом в сюжетно-ролевые игры с куклами, машинками, мягкими игрушками. Важно, чтобы в игре были главные герои, и каждому из них присуждалась отдельная роль. Научиться общению через игру и преодолеть свою замкнутость можно, если использовать игрушки из шоколадных яиц. Мама и малыш могут взять себе несколько героев, придумать сюжет игры или сделать сказку. Можно поручить ребёнку ответственность распределять роли — кто в игре будет злодеем, а кто добрым волшебником, будут ли там друзья и как они станут взаимодействовать. Снять тревожность застенчивого ребёнка перед детским коллективом можно с помощью игры в детский сад. «Детьми» в этом случае также могут выступать игрушки.
Хобби ребёнка его особенности
Перед поступлением в детский сад, родители могут подумать над тем, чем их малыш может отличиться, быть интересным воспитателю и детям. Возможно, у ребёнка есть любимое хобби, которому он посвящает много времени и в котором добился определенных успехов. Тогда, чтобы сблизить его с группой детей, можно попросить педагога провести мини-презентацию детского увлечения. Например, если ребёнок рисует — принести в группу его рисунки, показать их другим ребятам или сделать дома выставку детских работ. Если ребёнок занимается оригами, можно также пригласить посмотреть на его работы ребят из детского сада.
Рекомендации родителям
- Не стоит обсуждать застенчивость ребёнка с родственниками или педагогом в его присутствии — так малыш начнет думать, что с ним что-то не так, его тревожность повысится и стеснительность станет еще более заметна.
- Если дети боятся знакомиться самостоятельно — стесняются подойти к другим малышам на площадке или в группе детского сада, сторонятся общения, то можно предложить ребёнку пойти вместе с ним и помочь начать разговор. Прежде чем делать это, нужно сначала спросить у малыша — хочет ли он этого? Если ребёнок отказывается, не нужно заставлять его и тем более ругать за нежелание знакомиться.
- Если спокойно принимать стеснительность малыша как черту характера, то со временем он сам раскроется для общения. Возможно, лидерских качеств в нем замечено не будет, однако он без особых проблем найдет себе нескольких близких друзей.
- Прежде чем отдавать в детский сад застенчивого ребёнка, нужно предупредить педагога группы о его особенностях характера.