Начало обучения в школе ставит перед родителями новые, особенные задачи в воспитании, где ребёнок — ученик. Этот этап развития личности качественно отличается от прошлого, дошкольного периода.
Школа — это повышение интеллектуальной нагрузки и ограничение физической активности, продолжение социализации личности и изменение социальной роли ребёнка в обществе, необходимая, осознанная совместная деятельность в школьном классе и осознание ребёнком себя как части всего школьного коллектива. Как помочь ребёнку стать учеником — ответственным, исполнительным, самостоятельным? Ответы в данной статье.
Организация дня ребёнка
Для семьи первый класс становится значительным испытанием. Чтобы адаптация и социализация бывшего дошкольника прошли легко и безболезненно, ребёнку потребуется родительская помощь.
Начать придется с самого простого и одновременно важного — организации дня. Помощь родителей (обычно мамы) в организационных дневных процессах — бесценна. Ребёнок — младший школьник — еще не может самостоятельно правильно выстроить свой день. В первом классе, именно мама устанавливает время для подготовки домашнего задания, прогулок на улице, домашних дел, посещения кружков дополнительного образования и физического развития, общения с друзьями и свободных игр.
Уже в начале второго класса школьники обычно могут сами организовать свой день, а родителям остается общее, неназойливое наблюдение за процессом самоорганизации ребёнка.
Распорядок дня должен основываться на смене учебных нагрузок, физической активности и отдыха детей. Допустимы некоторые изменения в здравых пределах, но, в своей основе, цикличность повторяемых действий должна быть неизменной — это значит, что, первое время, умственную нагрузку следует чередовать с отдыхом. Благодаря этому, ребёнку станет проще подстроиться под ежедневный режим. Школьнику будет легче, день станет прогнозируемым и доступным для понимания.
Дети и домашние обязанности
Некоторые родители стараются не нагружать ребёнка домашними делами, когда он учится в начальной школе. Это ошибка. Домашние обязанности у младшего школьника должны быть. Конечно, в пределах разумного, соответственно возрасту и предпочтениям самого ученика. Постепенно, передавая ребёнку ответственность за определенную работу по дому — мытье посуды, уборку в комнате, прогулку с собакой — родители прививают основы самоорганизации и рациональной дисциплины. Принцип такой же, как с организацией дня: первое время, новое дело ребёнок учится делать совместно со взрослым, потом выполнение и ответственность за результат полностью перекладываются на школьника.
Самостоятельные родители и дети
Повышение самостоятельности позволит вчерашнему дошкольнику ощутить свою обновленную социальную роль взрослого человека, несущего ответственность за свои действия. Разумное и постепенное приучение ребёнка самому решать поставленные задачи окажет положительное влияние на его дальнейшую школьную жизнь. Ведь школьное обучение — первая значимая активность ребёнка в социуме. В этот период детям трудно обойтись без помощи, понимания и мудрой похвалы взрослых.
Родителям важно учесть, что ребёнок вырос, и теперь, школьные достижения или провалы для него приобретают наиважнейшую ценность. Зачастую, именно отсутствие внимания и одобрения, равнодушие старших, нарушают гармоничный, исходный контакт, сложившийся в семье во время дошкольного детства.
Начальная школа — значительный шаг ребёнка из семьи в общество. Именно в это время социум начинает оказывать на воспитание школьника большее влияние, чем семья. В идеальном мире, школьная среда должна подтвердить ключевые понятия, полученные ребёнком дома и в детском саду, закрепить их в его сознании.
Однако, обычно, школьный социум может противоречить классическому воспитанию в семье — несправедливое отношение, низкие оценки не за знания, а за поведение портят настроение ребёнку и всем членам семьи. Родителям стоит помнить о том, что, поддержка и понимание детей, способность быть на их стороне — большая сила, позволяющая воспитать личность и научить преодолевать препятствия, сохраняя себя и самооценку.
Рано или поздно конфликтный период пройдет и взаимоотношения наладятся. И родители, и школьник осознают определенные качественные изменения в отношениях, научатся справляться с трудностями, приобретут бесценный опыт общения и отношений с социумом.
Общих приемов в воспитании детей, которые подойдут всем, не существует. Этот индивидуальный процесс во многом зависит от готовности родителей к переменам в своей жизни, от того, насколько они сами довольны собой и счастливы. Понимание, участие, доброта, терпение и поддержка помогут взрослым показать ребёнку этот сложный мир, полный радости и горечи, побед и поражений.
Привычки всей семьи для успешного обучения
- Не стоит сажать ребёнка за уроки в плохом настроении. Когда дети расстроены, злы, чувствуют усталость или тревогу, обучение не будет эффективным.
- Прежде чем приучать ребёнка делать домашнее задание, нужно понять, каким темпераментом он обладает. Активным детям полезно отдыхать час-полтора после школы, потому что они могут быстро уставать после школы. Медлительный ребёнок долго «раскачивается», поэтому не стоит торопить его садиться за уроки — иногда ему нужно долго готовиться к ним.
- Если в школе случаются конфликты — учительница жалуется на успеваемость или поведение ребёнка — не стоит «нападать» на него, не разобравшись, в присутствии педагога и одноклассников. Следует обязательно выслушать точку зрения ребёнка, чтобы понять мотивы его поведения — это поможет сохранить доверие в отношениях.
- Важно воспитывать в детях правильное отношение к оценке. Ученики должны знать, что школьный балл не оценивает личность, а свидетельствует о готовности к уроку и пониманию материала.
- Чтобы ребёнок нашел друзей в классе и был принят в детском коллективе, нужно учить его быть вежливым и понимающим, прививать ценность дружбы, помогать окружающим. Родители могут делать это, показывая собственный пример такого поведения.
- Дети должны знать, зачем они учатся и ходят в школу — от понимания этого зависит учебная мотивация. Чем она выше, тем вероятнее то, что ребёнок будет ходить в школу с удовольствием, с радостью познавать новое, экспериментировать, изучать окружающий мир, интересоваться наукой.
- Родителям не стоит отзываться плохо о школе или учителях, вспоминая свое детство и учебную жизнь — это не поможет ребёнку успешно адаптироваться, а напротив — может вызвать страх, нежелание учиться.
- Крики, унижение, физическое воздействие, лишение отдыха и общения в качестве наказания за «двойки» или невыполненные уроки отрицательно сказываются на детской психике — дети становятся тревожными, начинают ненавидеть школу. Чтобы этого не случилось, родителям важно выработать привычку вести себя спокойно, терпеливо, с пониманием и участием относиться к ученику в семье.