30.01.2017 5818

Отношения в детском коллективе: социальная роль ребенка

Отношения между людьми в любом коллективе, в том числе в детском, по неписанным законам социума строятся по принципу иерархии. Практически все дети, даже в самых благополучных классах, имеют свои социальные роли. Насколько они позитивные и комфортные для ребенка? И что могут сделать взрослые, чтобы обеспечить благополучное пребывание своих детей в коллективе?

Формирование отношений в детских коллективах

Формирование отношений в детских коллективах

В любом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть общительные и активные, а есть скромные и застенчивые. Одни стремятся занять первые позиции в коллективе, а других вполне устраивает второй план. Но так или иначе, каждому ребенку в классе обязательно отводится своя социальная роль.

В некоторых случаях она зависит от характера и воспитания детей, а иногда ярлыки присваиваются в результате единичных ситуаций и избавиться от них бывает очень сложно. Если коллектив определил роль для отдельного ребенка, то и поведение от него ожидается соответствующее, более того, его к нему подталкивают. Однако, зачастую, самому ребенку выгодна определенная позиция, даже если она на первый взгляд и не кажется самой лучшей. Кстати, и престижная роль может оказаться не самой комфортной. Каковы же плюсы и минусы каждого типа отношений и в чем состоит задача родителей?

Дети — любимцы

С любимцами хотят дружить все — как мальчики, так и девочки. Они с рождения обладают коммуникативными способностями — не обижают других, но и себя обижать не позволяют, имеют авторитет, но не пытаются подчинить себе остальных детей. Они любимы, уважаемы, с ними приятно общаться. Часто таких детей большинством голосов выдвигают старостами класса.

Положительные стороны такой позиции в том, что у любимчиков практически со всем коллективом складываются хорошие отношения. Поэтому в школу они ходят с желанием, им нравится сама возможность формирования отношений с одноклассниками.

Опасность в том, что желание оставаться постоянно позитивным для всех, в будущем может отразиться на личной жизни. Из опасения разочаровать других, в будущем приводит к отказу от того, что может быть по-настоящему дорого человеку.

Чем могут помочь такому ребенку родители? Прежде всего объяснить, что в отдельных случаях стоит поступать так, как хочется, даже если подобные действия могут вызвать недовольство окружающих. Невозможно постоянно быть хорошим и удобным для всех.

Тихони: дети, имеющие богатый внутренний мир

Тихони: дети, имеющие богатый внутренний мир

К этой категории принадлежат дети с богатым внутренним миром, являющиеся по своей натуре интровертами. Им не требуется общественное признание и подтверждение их значимости. Они не ищут общения, не строят отношений, отличаются самостоятельностью, отлично выполняют письменные работы, однако не приветствуют публичных выступлений. В классе особой активностью не отличаются по той причине, что это не представляет для них интереса. Порой им недостает уверенности в собственных силах.

В чем преимущества тихони? Им не обязательно взаимодействовать с окружающим миром. Однако, при этом, есть возможность сосредоточиться на тех вещах, которые интересны им по-настоящему.

Опасность такого поведения состоит в замкнутости и неумении в будущем строить полноценные отношения с окружающими. Родители должны помочь ребенку стать активнее и научить выгодно использовать свои сильные черты характера. Крайне важно, чтобы у тихони был хороший друг: в таком случае он не будет ощущать себя несчастным и одиноким.

Неприятие как основа отношений изгоев

Очень часто формирование отношений у детей, кардинально отличающихся от ровесников чертами характера, особенностями внешнего вида или привычками поведения имеет определенные сложности. Они становятся в коллективе белыми воронами, то есть изгоями. В отдельных случаях причинами этого могут стать религиозность или низкий материальный уровень родителей. Одноклассники дают им обидные прозвища и не берут в свою компанию. Плюс этой позиции в том, что ребенок имеет право не считаться с общественным мнением и в любой ситуации поступать так, как ему хочется. Это воспитывает индивидуальность. Недостаток в том, что за ним закрепляется обидный ярлык, в результате чего, ребенок может вырасти забитым и трусливым. Взрослые должны постараться убедить его в том, что быть особенным — это хорошо, и найти способ помочь ему повысить свою самооценку.

Негативное влияние роли хулигана

Хулиган — это отрицательный герой, хотя он тоже способен занимать позицию лидера. Ребенок хочет привлечь к себе внимание, а поскольку формирование отношений на позитивной основе — это не его конек, то делает это при помощи хулиганских выходок. Ровесники идут за таким лидером в зависимости от сложившейся ситуации. Проблема, между прочим, произрастает из семьи: отрицательному лидеру не достает внимания в собственной семье, причем в большинстве случаев его даже не пытаются наказать за проступки. По этой причине он не осознает, что причиняет зло людям.

Выгода этой роли в том, что дети получают желанное внимание. Они упорно доказывают учителям, ровесникам и, прежде всего, себе то, что тоже являются личностью.

Но проблема в