Самооценка – это убеждения человека о своих личных качествах, недостатках и достоинствах. Они влияют на поведение, восприятие событий, отношения с другими людьми.
Формирование самооценки, согласно психологии человека, начинается в детстве под влиянием сначала родителей, взрослых, а затем уже сверстников. Черты адекватной самооценки ребёнка: активность, чувство юмора по отношению к себе и обстоятельствам, вовлечение в игры без истерик в случае проигрышей, знание своих сильных и слабых сторон.
Симптомы заниженной самооценки ребёнка
- Ребёнок не хочет идти на контакт с другими детьми, потому что его могут осмеять или раскритиковать. Боится совершить ошибку на виду у сверстников.
- Если учится чему-то, то сразу говорит, что у него не получится, отказывается сразу пробовать заниматься чем-то новым для него
- Причиной успеха считает случайное стечение обстоятельств, но не свой труд, а вот причиной неудачи является только он сам.
- Мнение сверстников крайне важно.
- Ребёнок становится мнительным, ранимым и обидчивым.
- Чужие успехи – предмет зависти.
- Временные трудности воспринимаются как постоянные.
Чем опасна низкая самооценка
Это опора для различных страхов. Ребёнок может замкнуться в себе, начать ревновать, завидовать, потерять способность видеть свои и чужие достоинства. Она без сомнения мешает общению с окружающими и успешной учебе.
Как повысить самооценку ребёнка
Определите особенность ребёнка
Помогите ребёнку выделить свое достоинство и постоянно напоминайте ему о нем. Дайте шанс развиться этой особенности – в соответствии с ней запишите ребёнка в секцию или кружок.
Наказание не должно быть жестоким
Не применяйте унизительные физические наказания. Слова будут гораздо эффективнее и не так сильно скажутся на самооценке ребёнка. Помните, что согласно психологии семейных отношений, наказание должно следовать сразу после проступка. Взвешивайте свои слова.
Уважайте своего ребёнка
Наделите ребёнка как обязанностями, так и правами. Прислушивайтесь к его мнению и извиняйтесь за свои проступки (например, за несправедливое наказание или забытое обещание).
Осторожнее со сравнениями
Сравните ребёнка с тем, какой он был или будет (например, «сегодня ты пробежал медленнее, чем вчера, но в следующий раз попробуй улучшить результат», а не «ты бегаешь хуже остальных»). Особенно не стоит сравнивать детей с их братьями или сестрами — это приведет не только к снижению самооценки, но и к ревности, ухудшению отношений между ними.
Недостатки – это только часть меня
Расскажите ребёнку, что недостатки есть у всех. Главное – то, что с ними можно взаимодействовать, прикладывая усилия, они не статичный груз и далеко не основная часть личности. Поищите вместе способы справиться, например, с ленью ребёнка. Это может быть разделение работы на части с поощрением за выполнение каждой.
Хвалите ребёнка
Похвала должна быть искренней, своевременной. Оценивайте не только результат, но и сами усилия детей. Так успех не будет заслугой случайности в глазах ребёнка, он начнет уважать свой труд.
Станьте хорошим примером
Слишком высокие требования к себе у родителей, пессимизм в отношении своих способностей – не лучший пример для ребёнка. Дети склонны копировать поведение родителей. Обратите внимание на собственную самооценку.
Окажите поддержку
Добейтесь того, чтобы дома дети чувствовали себя в безопасности. Выход из проблемных ситуаций должен быть результатом совместного поиска. В случае неудачи найдите время поработать над слабыми местами (например, если ребёнок получил плохую оценку за контрольную по математике – дайте ему сначала легкое задание, а потом постепенно наращивайте сложность, разбираясь вместе).
Так с опорой на знания психологии развития вы поможете своему ребёнку сформировать оптимальную оценку себя и своих действий. Помните, что основной инструмент в этом – ваша любовь и поддержка.