Многие родители мечтают о том, чтобы к окончанию школы их дети становились сознательными, ответственными людьми, выбирали будущую профессию и уверенно шли к намеченной цели. Конец 11 класса, выпускные экзамены и последний звонок принято называть началом взрослой жизни. К этому моменту подростки готовы переехать на учебу в другой город, самостоятельно контролировать успеваемость, решать бытовые вопросы, а иногда и подрабатывать. Зачастую период финансовой зависимости от родителей затягивается до получения диплома об образовании. Но за другие сферы жизни ребёнок способен нести ответственность. Важно не упустить этот момент ее появления в подростковом возрасте.
Все ли качества можно воспитать в ребёнке?
У детей может быть предрасположенность к точным наукам, идеальный музыкальный слух или талант к рисованию. Что-то нельзя изменить, какие-то качества в той или иной степени поддаются корректировке.
Доброту, отзывчивость, щедрость, любознательность принято поощрять. Плохое поведение обычно стараются исправить. Для этого родители прибегают к разговорам, угрозам, «кнуту и прянику». Воспитание — сложный процесс, не существует идеальных рецептов, которые подойдут всем. Помимо влияния семьи, есть близкое окружение на улице, в школе, во дворе, которое иногда обладает для детей большим авторитетом, чем мать с отцом.
Есть черты характера, которые заложены генетически, и их не исправить. Упрямство, импульсивность, лидерские задатки проявляются еще в детском возрасте. С такими детьми стоит общаться на равных, добиваться доверия и уважения, а не пытаться морально сломить. Нерешительность и пессимизм тоже сложно искоренить. Можно попробовать повысить уверенность ребёнка в себе, хваля его за каждое достижение, восхищаясь им. Стоит самим относиться к жизни позитивно, с юмором.
Привычка отвечать за свои поступки не относится к врожденным. Маленький ребёнок не отрицает своей вины за разбитую вазу до первых криков и порицаний за эту оплошность. Как только он распознает причинно-следственную связь между своим неловким движением и реакцией взрослого человека, он начинает стараться избежать ее в следующий раз.
Родителям стоит приложить усилия, чтобы не напугать ребёнка. Можно не повышая голоса, объяснить, что от него требуется: помочь вытереть лужу и впредь играть аккуратнее. Тогда малыш поймет, что за ошибкой следуют последствия, а не наказание. И ему не будет так страшно брать на себя ответственность.
Психологи иногда советуют родителям сначала решать свои проблемы и избавляться от комплексов, тогда и ребёнок чувствует себя увереннее. Несмотря на возраст, он заслуживает уважения к собственной личности. Все усилия стоит направлять на то, чтобы помочь ему полюбить себя и окружающих и быть счастливым, а не вписываться в общепринятые рамки.
С какого возраста дети могут отвечать за свои поступки?
Задумываться о воспитании ребёнка стоит еще до его рождения. Когда подростки не уважают окружающих, не прислушиваются к советам взрослых людей, делают все наперекор им, повлиять на них не просто. Пубертатный период связан с гормональными перестройками, придирчивым отношением к себе и другим людям. Подростки часто импульсивны и сами страдают от своих слов и действий. В глубине души они ранимы и хотят, чтобы их принимали и воспринимали всерьез. Чувствуя поддержку и безусловную любовь, ребёнок будет возвращаться домой даже при серьезных конфликтах.
Родители могут близко общаться с детьми с малых лет, развивать в них независимое мышление, приучать к ответственности за свои поступки. Разговаривать по душам, обращаться как с равными: не обманывать, не манипулировать, не прибегать к физическим наказаниям, спрашивать совета, делиться переживаниями, признавать свою неправоту, давать право выбора в важных для них вопросах. Тогда даже маленький ребёнок сможет вести себя по-взрослому: просить прощенья, стремиться к достижениям в учебе и спорте и работать над ошибками; анализировать конфликты с друзьями, свои и чужие поступки.
Что делать, чтобы родители были примером и авторитетом для подростка?
Заслужить доверие подростка сложно, если до этого отношения не были близкими. У молодых людей свои взгляды на музыку, кино, отношения, учебу. Попытки взрослых людей проявлять интерес к молодежным сообществам в интернете, сериалам и музыкальным группам часто вызывают смех или недоверие. Дети хорошо распознают неискренность. Не стоит пытаться разговаривать на их сленге или одеваться в их стиле.
Лучше иметь собственные увлечения, уважительно относясь к интересам ребёнка. Чувство юмора — хороший инструмент в отношениях с подростками. Их притягивает легкое отношение к жизни, поскольку в этом возрасте на них возлагают много обязанностей и ответственности.
Когда родители по-настоящему принимают своих детей, со всеми их недостатками, пирсингом, фиолетовыми волосами, джинсами с дырками и нежеланием учиться, то проще избежать конфликтов. Не стоит пускать ситуацию на самотек, если ребёнок связался с дурной компанией, пропускает школу. С ним следует говорить, спрашивать его, осознает ли он последствия своих решений.
Можно без криков, слез и истерик объяснить сыну или дочери, что придется выбрать либо учебу, либо работу. Существовать без дела не получится. Рассказать, каково зарабатывать деньги без образования. После разговора попросить подростка подумать и озвучить свое решение. Часто подобные беседы отрезвляют.
В чем проявляется самостоятельность и независимость подростков?
Подростковый возраст — это промежуточный этап между детством и взрослым состоянием. Появляется много новых желаний, стремлений, но осуществить их трудно из-за контроля родителей, финансовой несамостоятельности и недостатка опыта.
В это время важно помочь сыну или дочке найти себя, направить усилия в нужное русло, правильно распределять ресурсы. Учебные нагрузки, отношения с противоположным полом, конфликты с учителями могут выводить из душевного равновесия. Чтобы справиться со всеми проблемами и чувствовать себя уверенно, стоит грамотно расставлять приоритеты, успевать отдыхать, учиться и общаться с близкими людьми. При этом важно, чтобы ребёнок сам составлял свой график, прислушиваясь к родительским советам. Ведь независимость начинается с ежедневной самостоятельности в мелочах.