Ежегодно 23 апреля, в день рождения великого классика Уильяма Шекспира, отмечается день английского языка. Знание как минимум одного иностранного языка обеспечивает большие возможности личностного роста и карьерный взлет. Во многих отраслях именно английский язык объединяет специалистов всего мира, и они могут поделиться друг с другом своим опытом и знаниями. Это отлично понимают взрослые, но как помочь ребёнку в освоении непонятных терминов прямо сейчас, когда до работы с требующимися дополнительными «опциями» еще далеко, а учить язык «зачем-то» заставляют прямо сейчас? Послушаем мнение специалистов на портале MedAboutMe.
Английский для малышей
Психологи утверждают, что наиболее легко иностранный язык усваивается детьми в возрасте до семи лет. Как именно нужно прививать новые знания малышу, чтобы обучение шло легко и продуктивно — спросим эксперта.
В процессе обучения английскому языку ребёнок должен быть максимально вовлечен физически в процесс. Простое зазубривание слов, фраз и текстов — не эффективно. Если школьник, например, пересказывает текст, то, как минимум, ему необходимо сопровождать свой рассказ картинками, показывать в иллюстрациях на конкретные предметы, изображать действия по ходу своего рассказа. Таким образом, в работу включается не только левое полушарие, отвечающее за речь и чтение, но и правое — отвечающее за формирование образов и ассоциаций. Знания, подкрепленные символами и образами — более прочные и долговечные.
Если английскому языку обучают дошкольника, малыша от годика до 5 лет — то о классических, стандартных способах обучения не может быть и речи. В этом возрасте ребёнок должен осваивать английский язык только по принципам родного языка — через взаимодействие, общение, эмоции, через яркие образы. И, самое главное, обучение должно вестись без перевода на родной язык. Перевод выступает настоящим препятствием для свободного, интуитивного понимания языка ребёнком. Это, своего рода, «костыли», которые не дают ребёнку возможности разогнаться, «бежать» легко и естественно.
Для того чтобы язык был понятен ребёнку без перевода, учитель (или родитель) должен структурировать свою речь, выстраивать ее таким образом, чтобы система языка была максимально прозрачна ребёнку; свою речь взрослый должен активно сопровождать жестами, мимикой, демонстрацией предметов и картинок по теме.
Если обучением ребёнка занимается сама мама, то ей можно посоветовать погружать ребёнка в английский язык мягко, постепенно — чтобы избежать протеста. Ведь малышу не так легко принять, что мама вдруг начинает говорить с ним на чужом языке. Поэтому мы выбираем одну ситуацию, в течение которой мы будем говорить с ребёнком на английском языке. Пусть это будет игра с мягкой игрушкой, котом. Мы начинаем с ключевого слова — с предмета: “Cat. This is a cat.” Затем добавляем к этому предмету качество: “A nice, nice cat”. Затем действие: “The cat is stretching, stretching”. Каждое новое слово мы с энтузиазмом изображаем, объясняем не с помощью перевода, а с помощью мимики, жестов, эмоций, высоты и тембра голоса. Если мы говорим о том, что кот милый, то слово “nice” мы произносим нежно, ласково. Если мы говорим, что кот тянется, то слово “stretching” мы произносим протяжно, вместе с действием — streeeetching. Далее ситуация должна развиваться и закрепляться по спирали. Мы вводим новых героев, инсценируем в игре новые события:
“Look a dog. This is a dog. BIG! It’s a BIG dog. The cat is little (произносим тонким голосом) and the dog is BIG (низким голосом). Run, Dog, run! (даем команду и выполняем с помощью игрушки действие). Cat, look! (обращаемся к коту) The dog is running. Run, run, running. Run, Cat, run!”
Каждое действие мы изображаем, каждое качество «фиксируем» эмоцией, приглашаем ребёнка присоединиться к игре, мотивируем его действовать за одного из героев. Мы не просим ребёнка заучивать правила или повторять механически слова. Мы показываем ему, что на английском языке можно играть и говорить, на нем можно думать и чувствовать.
Таким образом, являясь активным участником увлекательной игры, ребёнок понимает, что английский язык — это не просто набор слов или счет от 1 до 10, а наполненные смыслом и чувствами события. Получая новые слова и фразы дозированно, последовательно, через яркие образы и ассоциации, ребёнок не нуждается в переводе — он понимает язык естественно, интуитивно.
Если ребёнок не хочет учить язык...
Ситуация, увы, не редкая. Скорее всего, речь идет не о истинной нелюбви ребёнка к заграничным словам, а имеют место педагогические дефекты — на ребёнка слишком надавили, перегрузили, не заинтересовали и т. д. Как исправить ситуацию, когда ребёнок не хочет учить язык — спросим у специалиста.
- Применяйте то, что интересно на русском
Дети, в отличие от взрослых, не делают что-то через силу, убеждая себя, что «так нужно». Им обязательно должно быть интересно. Поэтому посмотрите, что нравится вашему ребёнку на русском, и делайте это на английском. Ребёнок любит игры и мультики. Замечательно! Подберите их на английском языке. Для детей постарше подойдут сериалы о подростках и комедии.
Узнайте у своего ребёнка, какая его любимая англоязычная песня, о чем она. Найдите с ним слова и, если нужно, помогите перевести ее.
- Встречи с друзьями
Ребёнку больше нравиться проводить время со сверстниками, чем учиться? Тогда разрешите ему позвать друзей в гости. Но поставьте обязательное условие, что они вместе посмотрят фильм или мультик на английском. Если возможно, составьте им компанию, а после просмотра обсудите фильм на английском языке. Если трудно, обсуждайте на русском.
- Одобрение
Подчеркивайте даже маленькие успехи ваших детей. Если за день ребёнок выучил только одно новое слово, все равно отметьте, что уровень его знаний вырос.
Не ругайте за ошибки, так вы рискуете отбить желание учиться. Лучше спокойно скажите правильный ответ. И сделайте упор на том, что получилось.
Все эти правила действуют и на взрослых. Обучение становиться эффективнее, когда человеку интересно и он чувствует поддержку.
Роль родителей в освоении ребёнком неродного языка
Конечно, основные усилия совершает ребёнок и его преподаватели. Однако успех занятий зависит во многом и от родителей. И речь идет не только о настрое и мотивации — зачастую детей необходимо мягко контролировать и напоминать о невыполненных домашних заданиях. Ведь только личная работа учащегося способствует закреплению пройденного на уроке материала.
Изучение иностранного языка — процесс весьма творческий. И, как любое творчество, процесс познания носит исключительно индивидуальный характер и зависит, в основном, от особенностей каждого ребёнка. Поэтому по мере взросления — уже в начальной школе — и начинают проявляться эти самые индивидуальные особенности. С другой стороны, владение языком — самое естественное человеческое умение и абсолютно любой ребёнок способен общаться результативно и достичь уровня функциональной грамотности.
Некоторые дети умеют логически мыслить, у других — богатый словарный запас, у кого-то хорошая способность к имитации и идеальные английские звуки или отличная память и полное отсутствие орфографических ошибок. Но как же помочь каждому ребёнку добиться совокупности всех этих умений? Возможно ли это?
Обязательным условием успешного изучения английского языка является тесное сотрудничество учителя и родителей. К сожалению, нередки случаи, когда дети приходят с невыполненным домашним заданием. Только родители смогут проконтролировать, читал ли ребёнок текст и выучил ли новые слова. А вот качество выполнения домашней работы проверит учитель. Он же даст и дальнейшие рекомендации индивидуального характера.
Безграничные возможности предоставляет интернет. Например, на сайте Британского Совета есть специальные страницы с контентом для разных возрастных категорий: детей, подростков и т.д. Видео, рассказы, комиксы очень веселые, с множеством заданий, которые можно смотреть всей семьей. Есть на официальных сайтах ОГЭ и ЕГЭ упражнения-тренажеры на все типы заданий формата экзамена для самостоятельной работы детей. Любой учитель с удовольствием предоставляет детям список рекомендованных сайтов и подкастов, однако желательно, чтобы родители и в старших классах также контролировали работу по самоподготовке детей дома.
И, наконец, самое приятное в изучении английского языка — это возможность общаться во время поездок за границу. С какой гордостью дети в 5-6 классе рассказывают, как они смогли помочь родителям и в магазине, и в такси, и в гостинице! Конечно, желательно показать ребёнку англоговорящую страну, например, Англию или Шотландию. Или пожить в летнем языковом лагере.
Пожить в другой стране, посмотреть, как живут твои сверстники там, какие отношения у них в семье, и при этом говорить только на английском! В Романовской школе уже много лет существует программа обмена со школьниками Голландии, когда дети живут в семьях друг друга. А во время поездки в Голландию встречаются одновременно учащиеся нескольких стран, в том числе США и Великобритании. Польза для изучения языка огромна!
О выборе педагога
Редко когда родители останавливаются на решении изучать английский язык с ребёнком самостоятельно — даже если дома хранится большое количество справочников, учебников и тетрадей, у родителей не всегда может хватить умения выстроить четкий план обучения и помочь малышу в сложных моментах. Для наиболее полного овладения языком необходима помощь профессионала.
Самое важное в изучении иностранного языка — это комфорт ребёнка. Затем уже квалифицированный педагог, любящий свое дело, и грамотно подобранный учебно-методический комплекс. Многие родители, несмотря на то, что имеют педагогическое или филологическое образование, выбирают отдать своих детей другим учителям, что абсолютно верное решение. Во-первых, у ребёнка формируется разное отношение к маме и к педагогу. Мама — человек родной, который заботится, и часто дети не воспринимают своих мам как учителей, а значит, академическая информация (назовем это так) у детей усваивается в меньшей степени. Во-вторых, существует огромное разнообразие пособий, от которых можно просто растеряться, а у педагогов есть свои любимые и проверенные источники, отработанные задания с правильной подачей материала. Не всегда у родителей есть время грамотно построить структуру урока, поэтому помощь профессионала в этом вопросе бесценна. Также огромная ценность заключается в групповых занятиях: дети учатся общаться друг с другом, слушать говорящего, реагировать на высказывания.
Важным условием является грамотный выбор пособий. В этом родителям должен помочь специалист. Для начала нужно определить уровень владения языком у ребёнка. Кто-то приходит учить английский язык впервые, а у кого-то есть уже языковой опыт. Специалист должен побеседовать с ребёнком, чтобы это понять. Наполнение учебника должно соответствовать целям изучения. Если родители нацелены на сдачу международных экзаменов, то это один курс, если им хочется в более свободной форме изучать общий английский, то другой. Квалифицированный педагог обязательно поможет определиться, какой учебник вам выбрать. И еще одно немаловажное условие: выбирать нужно проверенные[cite title="Комментарий эксперта" src="/upload/medialibrary/672/suvorova.jpg" name="Жанна Аркадьевна Суворова, зав. каф. иностранных языков ГБОУ Романовская школа"]
Изучение иностранного языка — процесс весьма творческий. И, как любое творчество, процесс познания носит исключительно индивидуальный характер и зависит, в основном, от особенностей каждого ребёнка. Поэтому по мере взросления — уже в начальной школе — и начинают проявляться эти самые индивидуальные особенности. С другой стороны, владение языком — самое естественное человеческое умение и абсолютно любой ребёнок способен общаться результативно и достичь уровня функциональной грамотности.
Некоторые дети умеют логически мыслить, у других — богатый словарный запас, у кого-то хорошая способность к имитации и идеальные английские звуки или отличная память и полное отсутствие орфографических ошибок. Но как же помочь каждому ребёнку добиться совокупности всех этих умений? Возможно ли это?
Обязательным условием успешного изучения английского языка является тесное сотрудничество учителя и родителей. К сожалению, нередки случаи, когда дети приходят с невыполненным домашним заданием. Только родители смогут проконтролировать, читал ли ребёнок текст и выучил ли новые слова. А вот качество выполнения домашней работы проверит учитель. Он же даст и дальнейшие рекомендации индивидуального характера.
Безграничные возможности предоставляет интернет. Например, на сайте Британского Совета есть специальные страницы с контентом для разных возрастных категорий: детей, подростков и т.д. Видео, рассказы, комиксы очень веселые, с множеством заданий, которые можно смотреть всей семьей. Есть на официальных сайтах ОГЭ и ЕГЭ упражнения-тренажеры на все типы заданий формата экзамена для самостоятельной работы детей. Любой учитель с удовольствием предоставляет детям список рекомендованных сайтов и подкастов, однако желательно, чтобы родители и в старших классах также контролировали работу по самоподготовке детей дома.
И, наконец, самое приятное в изучении английского языка — это возможность общаться во время поездок за границу. С какой гордостью дети в 5-6 классе рассказывают, как они смогли помочь родителям и в магазине, и в такси, и в гостинице! Конечно, желательно показать ребёнку англоговорящую страну, например, Англию или Шотландию. Или пожить в летнем языковом лагере.
Пожить в другой стране, посмотреть, как живут твои сверстники там, какие отношения у них в семье, и при этом говорить только на английском! В Романовской школе уже много лет существует программа обмена со школьниками Голландии, когда дети живут в семьях друг друга. А во время поездки в Голландию встречаются одновременно учащиеся нескольких стран, в том числе США и Великобритании. Польза для изучения языка огромна!
Ребёнок постигает мир через кратковременное погружение в процесс. Обучение должно строится в виде игры, в подражании и имитации действий взрослых. В первые три года ребёнок усваивает речевую артикуляцию и пытается ее воспроизвести без понимания того, что он делает и зачем. Он повторяет звуки, затем слова и целые предложения — тренирует свой речевой аппарат, настраивая его под звучание родного языка. Параллельно его мозг начинает сопоставлять комбинации звуков со значением слов и предложений. Первые годы жизни ребёнок молчит, потому что его мозгу нужно время, чтобы набрать достаточный объём данных для воспроизведения звуков родного языка. Процесс освоения нового языка должен строится аналогичным образом — сначала ставим артикуляцию и учимся безошибочно копировать образцовую, слитную речь грамотного носителя языка. Берем хорошую аудиокнигу и читаем вместе с диктором. Данный этап самый важный и продолжается до тех пор, пока ребёнок (или взрослый) не научится самостоятельно, выразительно читать вслух любые тексты. Только после этого, можно приступать к усвоению многозначности английских слов и выражений. Навык грамотного письма ставится за счет перепечатывания большого объёма произведений зарубежной классики.