У малышей в раннем возрасте большое значение имеет развитие мелкой моторики рук. Ученые давно доказали зависимость развития некоторых областей головного мозга от движений рук и чувствительности осязательных рецепторов. Развивая движения пальчиков, дети быстрее начинают говорить, лучше развивается мышление, внимание, память.
Упражнения для пальчиков ребёнка
Для развития мелкой моторики разработаны специальные упражнения, которые для малышей преподносятся как игры с различными предметами.
Дети маленького возраста воспринимают новую информацию и осваивают незнакомые ранее движения лучше всего во время игры.
Чтобы малышам было интереснее, предметы для занятий выбираются яркого, привлекательного цвета. Во время занятий можно читать веселые коротенькие стихи или поговорки, которые детям легко запомнить и повторить. При этом надо следить, чтобы ребёнок не утомился, давать возможность маленьким пальчикам расслабиться и отдохнуть.
Для таких занятий могут быть использованы самые простые бытовые предметы.
- Кусочки картона, линолеума, плотной ткани с дырочками разных размеров, в которые малыш будет продевать обычный шнурок для игры «Шнуровки».
- Детские конструкторы типа «Лего», которые подходят для детей разного возраста. Сначала надо предложить ребёнку конструктор с крупными деталями, потом постепенно уменьшать и усложнять комплект «Лего».
- Крупные косточки от абрикосов или персиков, которые полезно перебирать, раскладывать кучками.
- Бельевые прищепки можно закреплять на картоне. Для поддержания интереса к игре используют цветной картон, вырезают из него солнышко, полянку, ежика, а малыш закрепляет прищепки по кругу. Делает лучики солнышку, иголки ежику, сажает «цветочки» — цветные прищепки на полянку.
А еще полезно перекатывать в ладошках карандаш или ручку, проводить линии по бумаге, круги, обводить фигуры по трафарету. Многие малыши с увлечением нанизывают на проволоку или шнурок крупные бусины, пуговицы, делая маме красивые бусы.
В возрасте до 3 лет уже можно научить малыша застегивать пуговицы. Например, нашить пуговицы на узкие полоски ткани, с другого конца сделать петельки. Ребёнок будет застегивать пуговицы, собирая все кусочки полотна, получится красивая полянка, или одеяло для куклы.
Рисуем пальчиковыми красками вместе с малышом
Рисование признано самым полезным детским занятием для развития мелких мышц и одним из самых любимых для всех детей без исключения. Рисование подготавливает руку к обучению письму.
Малышам нравится рисовать и карандашом, и красками, но для самых маленьких лучше всего подходят пальчиковые краски. При этом дети могут запачкаться, и родителям надо быть к этому готовыми. Удобно использовать специальные фартуки с рукавами для рисования. Они продаются вместе с красками в канцтоварах. Ведь крохи обязательно разрисуют и себя, и все вокруг.
Пальчиковые краски не только развивают мелкую моторику, но и будят творческое начало в ребёнке. Рисование — это самовыражение.
Очень важно, что детям весело и приятно рисовать пальчиками и ладошками, ведь положительные эмоции хорошо влияют на психику, успокаивают, улучшают характер.
Для начала можно предложить малышу просто оставить отпечатки пальчиков, а потом дорисовать их вместе с мамой и превратить в воздушные шарики, цветочки или человечков. Понравятся детям и отпечатки всей ладошки, они крупнее и ярче. Их можно дорисовать и превратить в дерево, букет цветов, волшебное животное.
Для рисования пальчиковыми красками можно заготовить трафареты из картона и штампики из губки. Штампики могут быть разной формы и размера. Для них можно взять не только губку, но и смятый целлофановый пакет, лист бумаги, плотную ткань. Менять фактуру не только интересно, но и полезно для повышения чувствительности нервных окончаний на пальчиках.
Полезно обводить разные предметы с плоской стороной и раскрашивать их в яркий цвет. Малыш может обвести свою ладошку и мамину, сравнить размеры.
Все дети любят лепить
Прекрасно развивает мелкую моторику рук и лепка из пластилина, глины, соленого теста. При этом улучшается владение пальчиками, их чувствительность. Дети учатся одновременно действовать двумя руками, развивается творческое начало.
Игры с тестом очень разнообразны, их можно постепенно усложнять и совмещать с другими способами развития.
Из теста можно лепить что угодно, но для начала достаточно научиться отщипывать одинаковые кусочки, скатывать шарики, колбаски, расплющивать их и растягивать. Нужно показать малышу, как катать шарик круговыми движениями ладошек, как раскатать колбаску, двигая ладошками вперед — назад. В этом возрасте лепят простейшие фигурки: яблоко, колобок, змейку, бабочку.
Можно показать ребёнку как из шариков и полосок теста создать рисунок и целую картину. Из раскатанного в тонкий лист теста вырезают фигурки формочками для печенья или деталями игрушек. Соленое тесто удобно тем, что после высыхания такие фигурки можно покрасить и подарить бабушке. Кроме того, пластилин многие дети пробуют на вкус, жуют. А соленое тесто не вкусное. Кроха, попробовав раз, больше не будет тянуть его в рот.
Во время развивающих занятий надо обязательно хвалить малыша, поощрять его фантазию, поддерживать появление новых идей. Психологи советуют родителям заниматься регулярно, но понемногу, чтобы ребёнок не пресытился и не потерял интерес.
Как родители могут повысить эффективность занятий
Развивая мелкую моторику, нужно постоянно ставить перед детьми новые задачи. Если ребёнок будет постоянно выполнять одни и те же действия, которые уже хорошо усвоил, то развивающего эффекта не будет, или он будет минимальным. Например, малыш постоянно рисует одни и те же фигуры, предметы, его пальчики запоминают одинаковые движения. Он уже не думает, как рисовать, развития не происходит.
Эффективность творческих занятий может повыситься, если родители будут постоянно давать малышу новые задания, новые сюжеты для лепки и рисования. Подсказывать и показывать, как красиво нарисовать цветочек, дерево, солнце, море.
В раннем возрасте ребёнок еще не может занять себя самостоятельно. Лепить, рисовать, разукрашивать, собирать пазлы, делать аппликации, играть с прищепками или шнуровками нужно вместе с ним.
Все эти занятия развивают не только мелкую моторику и речь, они повышают кругозор, усидчивость, закрепляют знания о свойствах предметов. То есть комплексно развивают ребёнка, принося маме радость, а малышу — пользу.