По мнению специалистов, для развития слухового восприятия у малыша необходимо создать ему благоприятную атмосферу. Конечно, речь не о круглосуточном прослушивании музыки, а лишь о том, что младенца не должна постоянно окружать почти полная тишина. Поскольку информация об услышанных звуках поступает в мозг в виде импульсов, это заставляет интенсивнее работать мышление ребёнка.
Лучше всего младенец реагирует на голоса самых близких людей — родителей, бабушек, дедушек и т. д. Также дети любят спокойные классические мелодии, а особенно колыбельные в живом мамином исполнении. Подобные звуки как способствуют развитию мозга, так и быстро успокаивают кроху.
Слуховое восприятие у малыша до его рождения
Начинать заниматься формированием слухового восприятия стоит задолго до рождения ребёнка. Ведь еще в материнской утробе он способен слышать окружающую среду и реагировать на нее. Недаром многие будущие мамы замечают, что малыш замирает от какого-то резкого звука. Особенно часто это происходит во второй половине беременности: плод начинает воспринимать звуки примерно с 16 недели. С этого периода женщине стоит активнее общаться со своим ребёнком и слушать приятную, спокойную музыку. Папу также необходимо привлекать к общению с крохой — это непременно сделает семейные отношения еще более теплыми.
Поскольку до плода доходит приглушенный звук — около 30% от полной громкости, то беременной женщине можно поместить руку на источник музыки, чтобы улучшить проводимость звука. По возможности в период ожидания малыша стоит посещать классические концерты, знакомя кроху со звучанием различных инструментов.
Если, например, папа ребёнка часто уезжает в командировки, то можно записать его голос и периодически давать прослушивать запись малышу. Подсознательно ребёнок запомнит эти моменты, и родной голос будет ассоциироваться с комфортом, теплом и умиротворением, которые испытывает кроха, находясь под сердцем у мамы.
Также отлично развивают звуковое восприятие у детей звуки природы — шум ветра, шелест листьев, пение птиц, мелодия дождя. Причем этот способ можно использовать и после рождения крохи. Дети, в отличие от взрослых, способны радоваться самым простым вещам, поэтому иногда стоит просто открыть окно, чтобы малыш активно развивался и изучал окружающий мир.
Процесс развития слухового восприятия у детей
Развитие слуха не требует никаких сложных занятий или особого инвентаря. Отличный результат приносят самые простые упражнения и игры. У детейпостарше хороший слух обычно соседствует с отличной памятью, развитым воображением, прекрасной логикой и нестандартным подходом к решению задач.
Молодые родители наверняка замечали, что даже новорожденный по-разному реагирует на различные звуки. Так, резкий звонок в дверь или громкий звук телевизора могут испугать кроху, в то время как колыбельная расслабит, поможет успокоиться и быстро заснуть. Это связано с рефлексами ребёнка, и часто можно видеть, что при неожиданном громком звуке он может раскидывает ручки и в стороны, а потом сводит назад, это рефлекс Моро.
Развитие ребёнка в плане восприятия звуков начинается с умения определять их источник. Примерно с трех месяцев младенец уже начинает поворачивать голову на звук маминого голоса, стараясь улыбнуться. Это подходящее время для покупки мелодичной погремушки, которая поможет крохе не только развить слух, но и отработать хватательный рефлекс. Чтобы помочь малышу освоить звуки, нужно легонько трясти погремушкой с разных сторон, вынуждая ребёнка поворачиваться на источник звука.
Еще одним крайне важным методом развития слуха и будущей речи является разговор с ребёнком. При звуке голоса в отделах головного мозга младенца закладывается речевая карта родного языка, и постепенно приходит понимание правильного сочетания звуков.
Также для развития способности различать звуки можно использовать различные игровые инструменты — музыкальный молоток, железную банку с фасолью, будильник и т. п. Для начала стоит дать послушать крохе, как звучат эти предметы. После того, как ребёнок запомнит звуки, он отворачивается и угадывает, какой предмет издал тот или иной звук.
Уличный шум тоже способен стать своеобразным тренажером для развития слуха: на прогулке обращайте внимание малыша на то, как шелестят листья, сигналят машины, хлопают крыльями голуби.
Конечно, в процессе развития слуха ребёнка никак не обойтись без музыкальных игрушек, широко представленных на современном рынке. Там можно встретить детские барабаны, ксилофоны, маракасы, гитары, синтезаторы, мини-рояли и многие другие инструменты. В этом случае не нужно придумывать сложные мелодии, достаточно использовать разные звуки и вместе с ребёнком радоваться создаваемому музыкальному шуму.
Также многие дети 2-3 лет и старше любят различные детские песни, поэтому стоит начать собирать им собственную музыкальную коллекцию. При этом не нужно расстраиваться, если малыш не слушается ваших рекомендаций и выбирает что-то свое. Его вкус только формируется, стоит дать ему возможность самостоятельно изучать мир и нарабатывать свои индивидуальные музыкальные предпочтения. Даже если родители не любят классику, малыш может быть в восторге от посещения, например, филармонии. Тем более, что многие музыкальные коллективы имеют в своем репертуаре специальные детские концертные программы.
Нормативные показатели развития ребёнка
Чтобы оценить правильность развития ребёнка, стоит ознакомиться с общепринятыми нормами реакций на звуки в разном возрасте:
- 1,5-3 месяца — голоса близких заставляют кроху оживиться;
- 4-5 месяцев — на обращение малыш начинает отвечать гулением и лепетом;
- 6-12 месяцев — ребёнок поворачивает голову по направлению к звуку, может «напевать», реагирует на оклик;
- 1,5 года — говорит около 15-20 слов, изображает голоса разных животных, знает свое имя и откликается на него;
- 2 года — словарный запас составляет до 150 слов. Ребёнок уже в состоянии определить источник звука, даже не видя его;
- 3 года — начинает употреблять развернутые фразы и различать похожую музыку.
Поскольку больше всего развитие ребёнка зависит от спокойной и благоприятной обстановки в доме, главная цель родителей — это создать малышу оптимальные условия для здорового взросления, чаще с ним общаться и давать возможность максимально проявлять полученные навыки.