Сегодня почти все компании стремятся привлекать креативных сотрудников, умеющих мыслить нестандартно, способных внедрять инновации и предлагать оригинальные идеи. Поэтому многие родители стараются развивать у своих детей творчество и креативность с ранних лет. Самый первый шаг в формировании творческого потенциала — игра. Дети любят играть, задействовав свое воображение, что очень важно для их развития. Они изобретают истории с нуля и воплощают их в жизнь, используя игрушки и обычные предметы. Как еще стимулировать творческие способности у детей?
Влияние творчества на детей
Концепция творчества относится к способности человека генерировать новые концепции или идеи, которые дают оригинальные решения. По словам известного американского писателя Рэя Брэдбери, «мышление — враг творчества». Творчество не зависит от строгих правил и теорем, оно свободно. Благодаря ему человек способен без лишнего стресса создавать инновационные идеи для преодоления различных трудностей повседневной жизни. Творчество нужно стимулировать у детей, поскольку их конструктивное воображение может привести к оригинальным решениям. Благодаря чему формируется целостность по отношению к жизни и работе.
Именно в детстве активно развиваются и закладываются основные навыки. Благодаря творчеству дети способны решать проблемы без помощи своих родителей, что учит их самостоятельности и принятию независимых решений, более продуктивному и свободному общению с окружающими людьми. Еще один немаловажный факт — творчество помогает человеку лучше выражать свою индивидуальность, благодаря чему легче достичь успеха в любом деле.
Роль игры в развитии творчества
Игра — самый первый и главный инструмент для развития многих навыков у ребёнка с самого рождения. С помощью игр дети познают мир и учатся. Международные исследования показывают, что малыши, которые умеют придумывать истории, более креативны и перспективны в будущем. Самые талантливые дети способны предоставить для решения проблемы множество вариантов или придумать многочисленные образы для одного и того же предмета.
Если ребёнок во время игры умеет имитировать разные эмоции, это тоже хороший показатель его способности изобретать. Поэтому дивергентное мышление тесно связано с навыками думать критически и творчески. Не менее важны для развития креативности ролевые игры и постановки. Дети любят подражать и притворяться, что стимулирует их воображение и умение оригинально мыслить. Творческие способности выше у тех малышей, которые хорошо могут вжиться в роль, имитировать эмоции и поведение других.
Занятия с родителями
Некоторые исследования показывают, что когда родители помогают детям играть в «притворство» и фантазировать, детское воображение и творческий потенциал заметно улучшаются. Подобные совместные игры включают в себя: придумывание истории с нуля, воплощение множества различных идей, театрализованные представления, создание рисунков и поделок, решение обычных проблем оригинальными способами и пр.
Исследования, проведенные с детьми с задержкой развития, подтвердили, что содействие взрослых в детских играх и занятиях значительно стимулирует творчество и воображение. Родители могут показать ребёнку, как увидеть в обычных предметах новые образы и возможности для применения. К примеру, предложить малышу представить, что красный кубик может быть пожарной машиной или яблоком и попросить ребёнка придумать с воображаемыми образами различные истории, используя эмоции и необычные ситуации. Полезно поощрять детей находить разные варианты финала их рассказам, попутно задавая неожиданные вопросы.
Способы стимулирования творчества у детей
Ключевые условия для роста творческого потенциала — наполнять жизнь ребёнка новыми впечатлениями и опытом, а также развивать его воображение, умение фантазировать. Вот несколько советов и методов, которые могут использовать родители для стимулирования детского творчества:
- Свобода выбора. Не следует постоянно подсказывать или, что еще хуже, настаивать на том, чтобы ребёнок выбирал только то, что предложат взрослые. Даже если малыш захотел раскрасить корову в зеленый цвет, нужно ему это позволить. Пусть дети учатся использовать необычные оттенки, создавать рисунки и поделки разными способами. Важно поощрять разнообразие и свободу выбора, насколько это возможно.
- Игры в слова. Они расширяют словарный запас ребёнка и учат его мыслить нестандартно. Самая простая игра — придумать как можно больше слов на определенную букву, либо вычленить маленькие слова из большого.
- Составление предложений. Детям предлагается составить предложение из двух-трех разных слов, желательно совершенно не связанных между собой тематически и лексически.
- Разгадывание загадок и ребусов. С раннего возраста полезно загадывать детям загадки из русского фольклора. В них много образов и иносказаний, которые хорошо развивают воображение. По мере взросления ребёнка ему можно предложить и более сложные шарады, которые требуют нестандартного решения, к примеру, задачу о том, как перевести через реку капусту, козу и волка.
- Кукольный театр и театральные сценки. Эта замечательная забава для детей разных возрастов. Игры с куклами подойдут для малышей. Пусть они выберут любимого персонажа и попробуют имитировать его звуки и интонацию. Детям постарше можно предложить поставить сценку по их любимой сказке или фильму. Перевоплощение в новый образ активизирует фантазию и творчество.
- Свободное пространство. Родителям следует предоставить ребёнку удобное место для игр и реализации своего творческого потенциала: уголок для рисования, мини-мастерская, система хранения для поделок и пр. В оформлении детской полезно использовать разные оттенки, чтобы лучше стимулировать воображение и интерес к творчеству.
- Поделки из подручных средств. Ребёнку полезно чаще мастерить своими руками. В качестве материалов нужно предложить ему обычные предметы и вещи, включая бросовые. Например, пусть он перечислит все что, может получиться из пустой спичечной коробки или фантика.
- Скорректировать расписание. Необходимо включить в еженедельное расписание ребёнка творческие мероприятия и время для свободных игр.
- Поощрения. Важно хвалить детей за их удачные идеи и нововведения, чтобы постоянно вдохновлять и поддерживать их.
- Правильное восприятие детского творчества. Ни в коем случае нельзя высмеивать идеи и предложения ребёнка. Это может больно ранить его, ухудшить самооценку и отбить желание творить. Родителям стоит внимательно выслушивать ребёнка, будь то совершенно фантастическая история, песня или рисунок, и, насколько это возможно, поздравлять малыша с его идеями. Кроме того, следует приучить ребёнка не смеяться над идеями других детей. Новаторские решения других тоже заслуживают похвалы. Такой подход поможет стимулировать творчество других малышей.