Творчество

Творчество: влияние на здоровье и развитие человека

Творчество – это труд людей, в результате которого рождаются новые духовные ценности, создаются произведения искусства, происходят научные открытия, двигается вперед научный прогресс. Одним словом, это то, что движет цивилизацию вперед.

При этом главной особенностью творчества, отличием его от любой иной деятельности является уникальность, исключительность, неповторимость плодов труда конкретного человека. Они являют собой новую веху, высшую ступень развития, образец для подражания. Нечто, имеющее значение для социума в целом.

Их значимость весьма субъективна. Произведения, созданные в результате различных видов творчества нельзя просто взвесить, как слиток золота. Но они обогащают человечество духовно, а также раздвигают горизонты возможностей людей, изобретая нечто качественно новое в науке и технике, и зачастую постепенно обретая вполне осязаемую материальную ценность.

Творчество в жизни взрослого человека

Творчество в жизни взрослого человека

Великий российский философ, Николай Александрович Бердяев, автор известной книги «Смысл творчества», опубликованной в 1916 году, считал, что каждый человек по природе своей – творец. В любом заложено зерно гениальности. И оно может дать благодатные всходы при особых условиях, главным из которых является свобода личности. Именно свобода, по мнению философа, является тем неиссякаемым источником, который питает творчество. Благодаря ему происходит прогресс в развитии цивилизации.

Божественная, непостижимая природа людей такова, что даже в условиях внешне ограниченной свободы, под натиском цензуры, в нищете, в заключении, несмотря на болезни, благодаря внутренней свободе, полету мысли, рождались гениальные философские теории, научные формулы, стихи и проза. Народное творчество, в рамках которого возникали памятники фольклора, наскальная роспись, изобретались колеса и крылья, всегда развивалось не благодаря, а вопреки внешним условиям.

Творчество, как и жизнь человека, были и остаются неким преодолением. Их смысл в решении определенных задач, направленных на преобразование себя и окружающего мира.

Еще один известный ученый, оставивший огромный вклад в развитие психологии в конце прошлого тысячелетия, Лев Семенович Выготский, считал, что тема творчества «звучит» везде, где люди воображают, изменяют, комбинируют, создают нечто новое, какой бы крупицей оно не казалось, в сравнении с гениальными произведениями великих личностей в истории человечества.

Основоположник гуманистической психологии, американец еврейской национальности, родители которого эмигрировали из России в начале прошлого века, Абрахам Харольд Маслоу считал, что жизнь и творчество (как некое качество), даруются каждому человеку одновременно, в момент рождения. Каждый из людей способен творить, также как птицы – летать или деревья покрываться листвой. Однако многие утрачивают этот ценный дар.

Творчество в жизни мужчин

Творчество в жизни мужчин

Великие мужчины-творцы оставили свой след в развитии человеческой цивилизации. Это мыслители, философы, инженеры, художники, поэты, музыканты и прочие великие личности, имена которых навсегда запечатлены в истории. А также те неизвестные авторы, чьи жизнь и творчество ручейком вплелись во всеобщий прогресс, составили культурное наследие человечества. Безымянные создатели памятников народного творчества и вполне обыденных предметов обихода, орудий труда, которыми каждый из нас пользуется ежедневно, не задумываясь о его происхождении.

Стремление к созидательному труду, прежде всего к мыслительному – та «искра», которая дарована каждому представителю сильного пола. Кроме того, она подкрепляется извечным желанием найти смысл, докопаться до сути, свойственным большинству мужчин.

Данное сочетание рождает потребность в развитии и творчестве, которую испытывают многие. А реализуя, обретают смысл существования, радость бытия, внутреннюю гармонию.

Творчество в жизни женщин

Творчество в жизни женщин

Представительницы прекрасного пола наделены теми же даром и потребностью творить. Хотя наука признает некоторые различия в мыслительных способностях людей разного пола, обусловленные тем, что одни и те же когнитивные способности реализуются у них разными отделами коры головного мозга и даже неодинаково распределяются между его полушариями. У представителей сильного пола преимущественно развиты зрительно-пространственные способности. У женщин – вербальные и перцептивные.

Но если говорить, в общем, о жизни, творчестве и возможности его реализации, то дамы обладают некоторым преимуществом, в сравнении с представителями сильного пола. Ведь природа распорядилась так, что именно женщина способна рожать потомство, производить на свет нового человека, частично реализуя свои творческие способности, потребности и амбиции. Ее мощная созидательная энергия находит выход в детях, в воспитательном процессе, который также является творческим.

Как правило, реализовав себя в материнстве, состоявшись в своей главной роли, женщины не оставляют попыток преобразовать мир. Кто-то делает научную карьеру, кто-то продвигает культуру, а иные находят себя в декоративно-прикладном творчестве или превращают в произведения искусства обычные семейные ужины. Представительниц прекрасной половины человечества занимают самые полярные жанры творчества:

  • от вышивания крестиком до конструирования самолетов;
  • от стихосложения до изобретения новых математических формул.

Детское творчество

Детское творчество

Все люди, их творческие порывы и достижения – родом из детства. В раннем возрасте легче раскрыть потенциал, заложенный в каждом, но имеющий отпечаток личности конкретного ребенка. Любые уроки творчества вносят свою лепту в развитие мальчиков и девочек в любом возрасте. Благодаря помощи родителей, учителей, наставников, дети могут ознакомиться с различными видами и освоить разнообразные жанры творчества, чтобы выбрать занятие по душе, в соответствии со способностями и предпочтениями маленького человека. Для кого-то оно станет любимым хобби, которое ребенок пронесет во взрослую жизнь. Для других может превратиться в сознательно избранную, интересную профессию.

Главное, что развитие творчества, желания и умения изменять мир к лучшему, поможет формированию гармоничного духовного мира любого ребенка.

Развитие малышей и творчество

Развитие малышей и творчество

Познание и творчество – два рычага, которые позволяют ускорять развитие малышей. Известно, что когнитивные способности формируются в процессе освоения новых навыков, обучения разного рода деятельности.

Уроки творчества в самом раннем возрасте – своеобразный тренинг для воображения, фантазии, поиска оригинального решения тех или иных задач. Они воспитывают целеустремленность и трудолюбие.

Прикладное творчество развивает мелкую моторику, готовит руку малыша к освоению письма, способствует стимуляции речевого развития. В самом юном возрасте мальчики и девочки могут заниматься поделками из природных материалов, составлением аппликаций, мозаик и т. д. Дошкольники любят самовыражаться, используя цветные карандаши, краски, глину, ножницы, клей и бумагу.

Делая первые робкие шаги в художественном творчестве, рисуя пальчиковыми красками или акварелью, создавая «скульптурные» композиции из пластилина и т. п., дошкольники знакомятся с разнообразием форм, богатством цветовой палитры.

Они самозабвенно воспроизводят основные формы, наслаждаются экспериментами с текстурой, пространством и цветом в произведения декоративного творчества. Например, малыши часто изображают дома с сияющим солнцем, составляя сюжеты картин из основных форм: квадратный дом с треугольной крышей и круглым солнцем над ним.

По мере взросления ребенка, в его живописных произведениях появляется все больше и больше деталей. Он учится рисовать людей. Реалистичные формы, масштаб и прочее дети осваивают позже.

Устное творчество, занятия художественным чтением, риторикой, в сочетании с игрой, перевоплощением, театром, способствуют становлению правильной речи, устранению логопедических проблем. Помогают избавиться от неуверенности в себе и многих поведенческих проблем.

Примеряя на себя разные роли и глядя на мир с точки зрения кого-то другого, ребенок изучает мир и выражает свои чувства. Рассказывая истории, декламируя стихи, дети обогащают лексику, расширяют кругозор. Некоторые малыши любят вести повествование самостоятельно, другие охотно рассказывают о чем-либо в форме диалога или беседы.

Дошкольники часто полностью погружаются в истории. Порой, когда кто-то читает вслух сказку или рассказывает о чем-либо, мальчики и девочки настолько увлекаются, что реагируют на повествование жестами, мимикой, «иллюстрируя» сюжет.

Пение, обучение игре на музыкальных инструментах и другие разновидности исполнительского детского творчества способствуют формированию чувства ритма, развивают музыкальный слух и художественный вкус. Дошкольники, используя музыкальные инструменты, в том числе свои собственные голоса, учатся выражать свои чувства и мысли.

Малыши с упоением погружаются в музыку, наслаждаются пением. Они обожают песни с повторяющимися, простыми мелодиями. Часто придумывают свои слова, рассказывая о событиях из собственной жизни и людях, которые их окружают.

Дошкольники учатся распознавать и называть любимые песни, исполняют их довольно точно. А заодно разучивают стихи наизусть. Хоровое пение, как жанр творчества, помогает детям понять разницу между быстрыми и медленными, длинными и короткими, громкими и тихими звуками.

Танец – это не просто вид искусства. Танцевальное детское творчество способно играть решающую роль в развитии двигательных навыков детей. И как прочие разновидности креативной игры, он помогает развивать других умений и чувств.

Спонтанно двигаясь под музыку, малыш постепенно совершенствует контроль над собственным телом. Он может выражать печаль, радость и другие чувства через движение, освобождаясь от психоэмоциональных стрессов.

Самые маленькие, осваивая танцевальные виды творчества, развивают способность к подражанию. На уроках танцевального творчества, осваивая движения животных (полет бабочки, прыжки лягушки и т. п.), ребенок больше узнает об окружающем мире.

Уроки творчества для детей в школьной программе

Уроки творчества для детей в школьной программе

И в школьные годы музыка, декоративно-прикладное творчество, танцы, изобразительное искусство, техническое творчество, театр и т. п. помогают ребенку:

  • выражать свои чувства;
  • совершенствовать навыки общения;
  • развивать координацию;
  • практиковать мелкую моторику;
  • самостоятельно решать различные задачи;
  • учиться размышлять;
  • находить оригинальные взгляды на вещи.

Особенности творчества школьников младшего и среднего возраста заключаются в том, что дети отождествляют его с игрой. Но в то же время, детское творчество играет важную роль в общем процессе обучения и развития. Оно облегчает познание, творчество помогает школьнику исследовать мир через художественные материалы, богатство языка и движения, и выражать собственные идеи и эмоции.

Уроки творчества – это эффективный способ ускорить развитие и личностный рост ребенка.

Творчество как способ познания для подростков

Творчество как способ познания для подростков

Тинейджеры, которые переживают эмоциональные, психологические проблемы, имеют трудности с усвоением школьной программы или в общении со сверстниками, могут найти самовыражение в пении, танцах, техническом творчестве и т. д. Любое искусство является средством передачи идей, чувств, помогает раскрыть талант.

В ходе исследования, проведенного группой ученых из Стэнфордского университета, было обнаружено, что подростки, которые занимаются художественным творчеством, по сравнению с теми, кто не имеет возможности художественного самовыражения в четыре раза чаще выигрывают академические награды.

Прикладное творчество и другие виды творческой деятельности являются эффективным способом для устранения последствий хронических стрессов. Они помогают подросткам избавиться от комплексов, психоэмоциональных нарушений и поведенческих проблем во время гормональных бурь, сопровождающих пубертатный период.

Что такое творчество

Что такое творчество

Творчество человека – тот вечный двигатель, который позволяет культуре, науке достигать новых высот. Любая деятельность людей, которая служит преобразованию мира, рождает нечто уникальное, заслуживающее интерес, восхищение, приносящее пользу другим – это творчество. Речь не только о художественных ценностях, технических изобретениях. Мыслительная деятельность людей, рождающая духовные ценности, также представляет собой отдельный вид творчества и одновременно является инструментом гениальности, создающим все уникальные продукты в процессе любой творческой деятельности.

Благодаря воображению, рождаются новые идеи литературных произведений, научные изобретения, партитуры музыкальных шедевров, сюжеты гениальных полотен. Любая философская гипотеза, техническая новинка, художественное произведение – это всегда продукт активного познания и творчества. Самозабвенная работа пекаря или повара, цветовода – все это может быть проявлением творчества человека.

Виды творчества

Виды творчества

Существует множество классификаций творческой деятельности. Но в соответствии с основными видами духовной и практической деятельности выделяют следующие виды творчества:

  • социальное;
  • художественное;
  • научное;
  • техническое.

Каждый из них имеет свои подвиды.

Художественное творчество