Сложности во время выполнения домашнего задания портят настроение всем — и родителям, и детям. Ребёнок после детского сада, чаще всего, с трепетом и приятным волнением ждет поступления в 1 класс. Взрослые хвалят и поощряют его инициативу, говорят о том, что теперь он вырос, стал учеником. Такой настрой помогает детям быстрее привыкнуть к школьной среде, найти там свое место, познакомиться с педагогом и одноклассниками.
Первое время дети учатся с радостью. Однако трудности первого класса не заставляют себя долго ждать и, через некоторое время родители понимают, что ребёнок не испытывает удовольствия от обучения, а выполнение домашнего задания вызывает в нем неприятные чувства. Если родителям не удается решить эту проблему — сформировать положительное отношение к учебе — обучение в школе и уроки могут надолго испортить общение между членами семьи. Как правило, нежелание учиться приводит к жалобам учителей, «двойкам» и неприятным записям в дневнике, нарушению поведения, прогулам, в самом худшем случае — формирует ненависть ко всему обучающему процессу.
Что происходит с ребёнком в тот момент, когда его желание идти в школу и получать знания пропадает, а вместо него появляется отказ от выполнения уроков, жалобы и желание избежать учебы любыми путями? Существуют ли способы, которые могут вызвать интерес к учебе и сделать так, чтобы домашнее задание выполнялось с удовольствием? Да, однако родители должны сыграть здесь немаловажную роль.
Сложности обучения у детей
Существуют реальные причины, по которым выполнение домашнего задания для ученика становится настоящим наказанием.
- Непонимание учебного материала. Если ребёнок не усвоил учебный материал в классе — плохо понял новую тему, не разобрался с понятиями, не запомнил принципы и правила, — у него не будет большого желания делать домашнюю работу. В этом случае родители могут спросить, что именно ему непонятно и попробовать разобраться с новой темой вместе. В случае, если у ребёнка постоянные проблемы с освоением нового материала, стоит поговорить об этом с учителем. Вместе взрослые могут найти способ, как помочь ему лучше учиться. Возможно, его стоит пересадить поближе, чаще привлекать к активности, хвалить за достижения или осуществлять другой индивидуальный подход. Также лучше усваивать школьный материал помогут дополнительные занятия с репетитором.
- Дети не хотят учиться не только дома, но и в школе, когда у них есть конфликты с учителем или сверстниками. Будучи вынужденными постоянно их решать, им не до учебы. Ученик может подвергаться травле со стороны одноклассников, не иметь друзей, чувствовать несправедливое отношение со стороны педагога. О том, что вызывает трудности в обучении, нужно говорить с классным руководителем, психологом, директором школы. Совместными усилиями взрослые могут улучшить обучающий процесс, сделать так, чтобы ребёнок чувствовал себя в нем комфортно.
- Отсутствие интереса к знаниям приводит к снижению учебной мотивации. Так бывает, если учитель не стремится заинтересовать детей новым материалом, не «держит» дисциплину на уроке, относится к детям неуважительно или с пренебрежением.
Когда родители понимают, что является причиной отказа выполнять домашнее задание, они могут много быстрее найти способ, как помочь своему ребёнку решить эту проблему.
Организация рабочего пространства для ребёнка
Место, где занимается ребёнок, имеет большое значение для его успешной деятельности. Рабочий стол и стул должны быть максимально удобными и соответствовать возрасту. Учебное пространство должно соответствовать требованиям и потребностям школьника: письменные принадлежности находятся под рукой, книги и тетради лежат на своих местах, настольная лампа, при отсутствии дневного света, стоит слева от ученика. Хорошо, если ребёнок занимается в отдельной комнате, где ему никто не мешает.
Все, что нужно для успешного выполнения домашнего задания, должно радовать его и вызывать положительный интерес. Поддержание порядка на рабочем месте также будет способствовать развитию желания приниматься за уроки. Если родители относятся серьезно к организации учебного пространства, то ребёнок тоже перенимает это отношение — становится более ответственным, бережет вещи и привыкает к тому, чтобы уважать свое время и результат.
Хорошее настроение — залог успеха
Не стоит садиться за уроки, если ребёнок в плохом настроении — это не позволит ему сделать их качественно и не отвлекаться на грустные мысли. Если родители увидели, что дети чем-то расстроены или угнетены, чувствуют себя плохо, устали, то нужно прояснить, в чем дело. Возможно, ребёнку требуется, чтобы его выслушали или поддержали, помогли справиться со стрессом, развеселили, пожалели.
Совместное время с родителями перед уроками
Иногда детям трудно заниматься учебой, потому что им не хватает родительского тепла и внимания и тогда все их мысли только о том, как пообщаться с близким человеком. Перед выполнением домашнего задания, нужно, чтобы дети поделились с матерью отцом тем, что является важным для них — споры с одноклассниками, конфликты, смешные ситуации, страхи, сомнения, планы на будущее. Как только ребёнок получит необходимое количество внимания к себе, у него появится новая энергия, для того чтобы приниматься за уроки. Хорошо, если родители при этом «напитают» его позитивом, и подарят словесные напутствия, такие как «У тебя все получится», «Ты справишься», «Я в тебя верю».
Помощь родителей при необходимости
Если детям трудно выполнить какое-то задание, и они обращаются за помощью к взрослому, то нужно выяснить, что именно является непонятным и помочь. Не стоит оставлять ребёнка один на один с непониманием учебного материала, но и делать все за детей тоже не нужно. Родители должны помогать и подсказывать, когда в этом есть серьезная необходимость, однако чаще напоминать ученику о том, что выполнение уроков это его личная ответственность.
Похвала и поощрение детей
Школьник с большим удовольствием садится за уроки, когда знает, что его обязательно похвалят за достижения и то, что он сам справился с трудной задачей. Также детей очень радует приятное планирование дня или времяпрепровождения: родители могут пообещать, что после успешного выполнения домашнего задания ожидает приятный сюрприз, поход в гости, кафе или кино, совместные игры — все, что угодно, что нравится ребёнку и будет способствовать развитию в нем мотивации делать уроки.