Жизнь почти любого человека имеет свой режим. Это может быть четкий график, или весьма свободная привязка главных событий друг к другу, но так или иначе день строится по определенной закономерности. В семье, где есть маленькие дети, такой график обычно вырабатывается сам собой, особенно когда малыш начинают посещать дошкольные заведения и школу. Родители начинают подстраивать главные дела своей жизни ко времени занятий для детей, с графику посещения образовательных учреждений. Но жизнь многогранна, и часто так случается, что привычный режим дня временно меняется. Как же потом снова войти в привычный ритм? Это может оказаться не таким простым делом.
Зачем малышу режим
Традиционно строгий режим дня ассоциируется именно с посещением детского сада или школы, где распорядок жестко регламентирован, и все события происходят примерно в одно время. Отсюда может возникнуть заблуждение, что раз малыш не посещает этих учреждений, то режим ему не нужен вообще, родители могут строить день в соответствии со своими сиюминутными предпочтениями. Это, разумеется, не так. Представления о распорядке дня — механизм, предусмотренный природой, он необходим для того, чтобы малыш использовал силы для роста и развития максимально эффективно.
Простейшие ориентиры для режима — это смена дня и ночи. Даже если ребёнок любит поиграть подольше вечером, все равно большую часть темного времени суток он проведет во сне, а утром проснется, готовый играть и учиться. В разном возрасте крохе понадобится различное время для дневного сна — маленькие дети еще слишком слабы, чтобы находить силы для активности в течение всего дня без перерыва на отдых. Таким образом, получается, что главные «опорные точки» режима дня ребёнка — это его ночной и дневной сон. Остальные занятия для детей в течение дня будут так или иначе зависеть от времени сна, вед организм — единая система. Время, когда малыш проснется, поест, пойдет гулять, поспит днем и так далее, может не совпадать с общепринятым в детских садиках. Но если оно будет примерно одинаковым каждый день, организму будет проще максимально эффективно работать на использование предоставляемых ресурсов. Желудочно-кишечный тракт будет заранее готовиться к приему пищи, процессы возбуждения и торможения автоматизируется, и малыш сам будет проситься в кровать вечером, если его нервная система будет готова именно в это время расслабиться.
Родители могут отступить от графика
Однако, даже если ребёнок посещает детский садик или школу, его жизнь не может быть точно выверенной программой. В ней случаются разные события, в результате которых привычный режим бывает нарушен. Если малыш заболел, ему придется провести несколько дней дома, когда ослабленный организм потребует больше сна. Семья может отправиться в путешествие в середине года, и тогда распорядок каждого дня будет продиктован экскурсионной программой. Наконец, могут приехать в гости родственники, ребёнка могут пригласить на день рождения друзья, класс может отправиться на экскурсию, или просто наступят каникулы. Все это — повод слегка расслабиться и изменить привычный распорядок дня, уделяя больше времени развлечениям и отдыху.
Если подобные изменения в режиме согласованы с администрацией учреждений, которые посещают дети, и все члены семьи согласны с грядущими изменениями, то в таком временном отступлении от привычного распорядка нет ничего плохого. Но рано или поздно каникулы заканчиваются, ребёнок выздоравливает, и приходится возвращаться к обычному течению занятий для детей. Если делать это резко, в последний момент, то внезапные перемены могут иметь самые неприятные последствия, вплоть до негативного воздействия на здоровье ребёнка, возникновения невроза и нарушений сна.
Занятия для детей возвращаются
Так как режим в первую очередь строится на привыкании организма к определенному чередованию сна и бодрствования, именно на эти области надо обратить особое внимание, когда предстоит смена распорядка дня. Лучше постепенно подготовить детский организм, чтобы переход получился плавным. До выхода в садик или школу после каникул остается неделя? Значит, каждый день нужно ложиться спать на 15-20 минут раньше, чем в предыдущий день, и вставать с утра тоже раньше. Таким образом, ко времени выхода в учреждение ранний подъем с утра уже не будет таким мучительным — малыш будет готов.
Также в распорядке дня нужно найти место и для школьных занятий для детей, пусть в совсем небольшом количестве и довольно легких. Это не только позволит школьнику восстановить в памяти свои академические знания, но и привыкнуть к появлению рабочего процесса в жизни. Резкий переход к расписанию из 4-5 уроков и выполнению домашнего задания по нескольку часов в день потребует активации большого количества ресурсов организма — это непросто после долгого периода отдыха. А постепенное вхождение в рабочий ритм поможет пробудиться и самодисциплине ребёнка — так реагирует нервная система даже у самого не мотивированного на учебу ребёнка.
Здоровье важнее всего
Также есть и дети, которым категорически не рекомендовано менять режим дня в течение долгих периодов времени — хотя бы до окончания школы. Это связано со здоровьем нервной системы такого малыша, зрелостью процессов возбуждения и торможения. Не всегда ребёнок в состоянии контролировать состояние своего организма достаточно тщательно — когда именно нужно остановиться и перейти к отдыху, когда нужно проснуться и начать дневную активность, чтобы занятия для детей проходили достаточно эффективно. Режим дня является своего рода звоночком для такого ребёнка — все, сейчас пора сменить вид деятельности. Сам малыш себе его дать не может, захваченный бурными эмоциями. А сильные эмоции — это всегда напряжение для нервной системы, которое должно быть компенсировано качественным отдыхом в течение необходимого времени. Если ребёнок вовремя этот отдых не получает, он перенапрягается еще больше, организм начинает страдать, малыш впадает в истерику, и успокоить его становится еще сложнее.
Что же делать возбудимому ребёнку? В его семье родители не должны допускать никаких отступлений о режима ни по какой причине. Каникулы, или болезнь, или внеплановое мероприятие — ребёнок должен в одно время принимать пищу, в одно время ложиться спать и в одно время просыпаться. Изменять распорядок дня недопустимо. Родители не должны поддаваться соблазну побаловать малыша долгим вечерним бдением или удлиненным утренним сном. Они должна понимать — для этого ребёнка важно качество сна, а не количество, а это качество может обеспечить только сон в нужное время.