Дети приходят в наш мир совершенно неопытными, они учатся и развиваются в процессе взросления и неизменно совершают ошибки. При этом взрослые не всегда знают как себя вести в таких ситуациях, часто ругают и критикуют, а это пагубно влияет на самооценку ребёнка и его стремление к познанию нового. Но критика не всегда действует разрушающе, она также может быть способом научить чему-то новому, показать и объяснить.
Критика и похвала в сторону ребёнка
Критика и похвала — это две противоположные реакции, которые могут возникнуть на действия ребёнка. К примеру, дети очень активны, но координация у них развита еще недостаточно, а потому они могут спотыкаться на каждом шагу. И если в такой ситуации раскритиковать ребёнка, сказав о его неуклюжести, скорее всего он расстроится и будет хоть и не намеренно, но вести себя точно так же. Вместо этого можно похвалить его за то, что падая, он удачно подставил руки и поэтому практически не ушибся. Это придаст ему бодрости и уверенности в себе, что положительно скажется на координации и взаимоотношениях с родителями.
Это совсем не значит что нужно постоянно хвалить ребёнка, ведь в этом тоже есть свои минусы:
- он может попасть в зависимость от похвалы и не получив ее, будет очень нервничать, даже во взрослой жизни;
- желая поощрения, ребёнок даже раннего возраста может идти на обман;
- малыш, которого часто хвалят, вырастает во взрослого с зависимостью от мнения окружающих.
Безусловно, отмечать успехи и достижения детей очень важно, и хвалить нужно, но только правильно и дозировано. Это же относится и к критике, только в данном случае действовать следует еще более осторожно, иначе могут возникнуть серьезные последствия для самооценки ребёнка, его психики и взаимоотношений с близкими.
Влияние критики на детей
Залогом хороших, крепких и доверительных взаимоотношений между родителями и детьми является доброжелательное отношение в любых ситуациях. Особенно это касается раннего возраста, когда дети совершают ошибки и пакости совершенно того не желая, а просто потому, что не умеют и не знают как это делать иначе, ведь таким образом они осваивают жизнь.
Критика зачастую носит негативный окрас, хотя именно она, наряду с другими способами, является средством обучения новому. Она представляет собой оценку определенных действий человека, а также суждения о них. Однако люди склонны давать оценку именно личности, а не поступкам, что часто обижает собеседника и делает общение более эмоциональным. Многие родители поступают со своими детьми примерно также, считая, что именно они имеют право указывать на недостатки своих детей, забывая между тем, что поступки и слова близкого человека могут обидеть больше всего.
Несмотря на все это критика в воспитании детей играет важную роль:
- помогает получить новый опыт и знания;
- способствует анализу поступков;
- помогает найти способы решения проблемы;
- обучает новой стратегии поведения;
- способствует выработке гибкости и адекватности в реакциях.
Польза критики несомненна только при правильном ее осуществлении, в остальных случаях она имеет деструктивный характер, переходя в упреки, укоры, оскорбления и непонимание. В таких случаях дети могут стать агрессивными, они теряют доверие к родителям, их самооценка падает, а во взрослом возрасте у них появляются проблемы с реализацией и построением семьи.
Важные рекомендации родителям
Чтобы направить родительскую критику в конструктивное русло и сделать ее способом развития ребёнка и улучшения коммуникации в семье, следуйте таким рекомендациям:
- Если по каким-то причинам вам не понравилось поведение ребёнка, постарайтесь сохранить самообладание и поговорите с ним спокойным тоном. Задавайте вопросы о том, как сам ребёнок видит эту ситуацию со стороны, что ему в ней не понравилось, и как бы он хотел ее изменить. Таким образом вы научите его анализировать свои действия, находить способы разрешения проблем и формировать новые шаблоны поведения. Попробуйте посмотреть на ситуацию с его точки зрения и вполне возможно, что вы увидите ее по-новому. Предложите свою помощь и поддержку, если малыш в ней нуждается.
- Покажите ему, что эта неудача — единичный случай из многих других более положительных, но никак не закономерность. Если ребёнок разочарован и думает, что больше не способен что-то сделать, поддержите его и напомните о многочисленных успехах в жизни. Дайте ему понять, что всегда можно попробовать еще раз, изменив тактику поведения. В доброжелательном тоне и без лишних нравоучений можно попробовать провести «работу над ошибками», обсуждая возможные варианты действий и выявляя самые эффективные из них.
- Старайтесь не раздражаться и не злиться, когда дети оступаются. Помните, что вы — родитель и взрослый человек, который уже многое знает и умеет, и это ваша задача научить неопытного ребёнка новым стратегиям поведения. Ни в коем случае не говорите и не показывайте, что вы стали его меньше любить из-за совершенных ошибок, ведь на самом деле это не так, а ребёнок утратит надежную опору и ваши отношения пострадают.
- Не требуйте от детей слишком многого. Часто родители, сами страдая перфекционизмом, стараются сделать из ребёнка идеального исполнителя, делающего все по правилам. Примите сами и объясните малышу истину о том, что иногда результат не имеет значения и вполне достаточно средних оценок, достижений и участия, вместо победы.
- Сопереживайте и сочувствуйте. Когда у ребёнка что-то не получается, или он поступил не совсем правильно, поддержите его. В такой момент он сам очень переживает и ему нужен человек рядом, чтобы поделиться своей печалью, а критика в это время не только не поможет, но и усугубит его состояние.
- Не возвращайтесь к неудаче, или ошибке, которую вы уже обсудили. Так вы можете вызвать и усугубитьу детей чувство вины и ощущение собственной неполноценности. Запомните правило, что на один поступок должно приходиться одно наказание (разговор, обсуждение), после чего закройте эту тему и забудьте то, о чем уже поговорили.
Умение соблюдать баланс в количестве критики и похвалы, делать и то, и другое правильно и в доброжелательном тоне, обеспечит хорошие детско-родительские отношения и поможет вашему ребёнку вырасти самодостаточной и успешной личностью.