Одаренный ребёнок — гордость родителей и других членов семьи. Взрослые делятся информацией о его способностях и умениях в кругу друзей и на работе, создают условия для еще большего раскрытия талантов, следят за проведением конкурсов и викторин, чтобы ребёнок мог в них поучаствовать, проявить себя и занять призовое место.
Легко ли воспитывать одаренного ребёнка? Как отличается его жизнь от жизни друзей и приятелей, кто не отмечен особым даром? К каким трудностям нужно быть готовыми родителям, воспитывая талантливого ребёнка? Ответы можно узнать в этой статье.
Одаренным детям живется труднее?
Как правило, у особенных детей жизнь тоже проходит по-особенному. Соответственно, общение с ними и отношения отличаются от того, что происходит в семьях их сверстников. Трудно или легко живется одаренным детям? Все зависит от понимания их способностей старшими членами и создания условий для того, чтобы ребёнок смог развить свой дар.
Бывает так, что одаренность детей не замечается взрослыми и не учитывается ими. Тогда способности и таланты могут со временем угаснуть.
Когда родители понимают, что ребёнок одарен, то они стараются сделать все для его дальнейшего развития. По этим причинам талантливые дети могут испытывать трудности на своем пути. В чем они проявляются? К детям возрастают требования — от родителей и от учителей, сверстники меняют к ним свое отношение — оно может быть как завистливым, так и враждебным, ребёнок посвящает много свободного времени занятиям, от чего у него не остается возможности играть и общаться столько, сколько хотелось бы.
Одаренные дети имеют отличное от своих сверстников восприятие действительности, у них другие планы, мечты, желания и потребности. Учитывая то, что одаренный ребёнок может быть единственным во всем классе или группе, такие дети часто бывают одинокими.
Занимаясь их воспитанием родители, должны быть готовыми к трудностям, которые в обычных семьях могут не возникнуть. Чтобы решить их, взрослым требуется терпение, умение поддержать ребёнка и в то же время дать понять ему, что его отличительные особенности не должны являться препятствием для общения с друзьями, развития отношений, отдыха и хобби.
Зависть к способностям ребёнка
Каждый детский коллектив имеет характерные черты. Дети заводят дружеские отношения, когда имеют общие темы для разговора, предпочтения, испытывают симпатию друг к другу. Одаренный ребёнок в этом случае может столкнуться с трудностями. Виной тому — зависть со стороны. Она может родиться, если дети увидят, что его хвалят больше, чем других, ставят в пример, о нем все время говорят — как он занял призовое место, лучше всех выступил на соревнованиях или творческом вечере.
Повинуясь своим чувствам, дети могут перестать общаться с одаренным ребёнком. Родители должны принимать риск ребёнка остаться в одиночестве и, чтобы этого не случилось, не говорить о его способностях на общем празднике, дне рождении оного из детей и любом другом мероприятии. Лучше дать ребёнку в кругу сверстников быть собой, без чрезмерного демонстрирования его талантов.
Конкуренция детей в группе сверстников
Дети, особенно подросткового возраста, могут не только испытывать чувство зависти к тому, кто более умен, талантлив, успешен, вызывает восхищение у учителей или противоположного пола, но и конкурировать с ним. Однако, это может быть сложно делать с тем, чьи способности выходят за рамки высоких. Тогда, проиграв, дети могут злиться на победителя и продолжать отстаивать свое желание тоже быть первым, признанным, успешным.
Несомненно, все дети талантливы. Однако в детских и подростковых кругах конкуренция может перерасти в борьбу или даже вражду.
Чтобы этого не допустить, взрослые должны уметь отделять общение одаренного ребёнка от его способностей и не смешивать их. Научите его общаться так, чтобы сверстники к нему тянулись не потому, что он «звезда», а за умение дружить, веселый и добрый нрав, способность прийти на помощь.
Индивидуальность или одиночество?
Если одаренному ребёнку не удалось найти друзей до того, как в нем раскрыли таланты, то он может испытывать сложности с дальнейшим установлением дружеских связей. Сложно отличить, за что тебя ценят и любят по-настоящему — за характер и личность или возможность погреться в лучах чужой славы?
Чтобы оградить детей от одиночества, будет лучше, если родители не станут делать из способностей ребёнка культ, а начнут развивать в нем не только таланты, но еще и доброе и понимающее отношение к людям.
Детство, которое быстро заканчивается
Одаренные дети могут страдать от того, что их детство заканчивается тогда, когда взрослые раскрыли в нем талант или незаурядные способности. С этих пор ребёнок рискует превратиться в популярную личность, гордость семьи — разговоры о нем ведутся каждый раз, когда вся семья собирается вместе, а его комната напоминает музей, куда водят всех друзей полюбоваться на кубки, дипломы и награды.
Так, приобретая славу, ребёнок может лишиться не только детства, когда вся его жизнь проходит в репетициях или тренировках, но еще и приобрести ощущение, что люди восхищаются лишь его способностями, а не им самим.
Родителям важно поддерживать в талантливом ребёнке не только его умения, но также и личность — для этого стоит чаще обращать внимание на его характер, общаться с ним на простые темы, играть в обычные игры, водить в кино и музеи — как всех детей, кто не имеет культа славы.
Сложности у ребёнка с выбором деятельности
Одаренные дети могут быть способны не в одной, а нескольких сферах. Тогда они испытывают сложности с выбором деятельности. Родители должны помочь им определиться, потому что, растрачивая энергию в разных направлениях, ребёнок может не только сильно уставать психически, но и совсем лишиться детства и общения.
Рекомендации родителям
- Не игнорируйте вопросы ребёнка — всегда находите время для ответов на них.
- Не останавливайтесь на пути развития способностей ребёнка, конечно, если он сам не просит сделать перерыв.
- Учите ребёнка проигрывать.
- Не позволяйте ребёнку «застрять» на собственной успешности так, чтобы перестать видеть свою личность и других людей.
- Умейте отделять способности от характера.