26.02.2020 325

Гениальность в детском возрасте: дар или проклятье?

Казалось бы, какой родитель не мечтает о поистине одаренных детях? О тех малышах, которые тянутся к книгам раньше, чем начинают ходить, а к возрасту трех лет знают всю таблицу Менделеева и основы ядерной физики. Все абсолютно уверены, что таких гениев ждет только самое великое и светлое будущее. Но мало кто задумывается, какую цену в действительности приходится платить одаренным детям и их родителям. Сегодня MedAboutMe попытается разобраться, что же такое – детская гениальность: чудесный дар или проклятье?

Феномен детей-вундеркиндов

Феномен детей-вундеркиндов

Многие люди задаются вопросом, откуда же берутся маленькие Ломоносовы, Эйнштейны и Ньютоны? Кто-то полагает, что такие дети рождаются не чаще одного раза в столетие, а кто-то уверен, что потенциал заложен в каждом ребенке: нужны лишь правильные условия для его раскрытия.

Как известно ученым, набор генов, который «дарует талант» ребенку, все же передается по наследству. Не стоит отрицать того, что гениальные малыши могут появиться и в самой простой семье, но все же при исходных генетических данных эта вероятность выше. Также нужно развеять одно из распространенных заблуждений – истинный талант невозможно взрастить только лишь усиленными занятиями.

Психологи, долгое время занимающиеся изучением одаренных малышей, утверждают, что в возрасте четырех лет ребенок обнаруживает около половины интеллектуальных способностей, которые проявляются позже. В шесть лет ему доступно уже более 70% потенциальных возможностей, а в восемь – все 90%.

Родители истинных гениев в большинстве случаев даже не прилагают особенных усилий к обучению собственных детей. К примеру, Григорий Перельман, Паскаль и Ломоносов пробирались к славе самостоятельно.

А вот семья Никитиных прославилась на весь мир своим педагогическим экспериментом. Стараниями родителей их дети уже в 4 года знали периодическую таблицу, читали сложные учебники и монографии, а впоследствии перескакивали из класса в класс, закончив школу экстерном. Кем же выросли участники такого эксперимента? 

Они смогли построить успешную карьеру в различных областях, а также создать семьи, но к столь желанной родителями гениальности не приблизился никто.

Хорошо для науки – плохо для психики

Многие люди уверены, что гениальность – это синоним успеха и дальнейшего благополучия в жизни. И действительно, у развитого интеллекта есть масса преимуществ, что постоянно подтверждают ученые.

К примеру, одно из исследований, проведенных специалистами из университета Виржинии, доказывает, что люди с более высоким показателем IQ имеют меньшую предрасположенность к развитию шизофрении – тяжелого психического заболевания.

Ученые в течение нескольких десятилетий наблюдали за более чем миллионом шведских мужчин, что позволило сделать такие выводы.

Но у ранней гениальности есть и существенные недостатки, о которых зачастую умалчивают. Дело в том, что юные вундеркинды сталкиваются с серьезным давлением, которое на них оказывает общество и близкие люди. Быть ребенком-гением – очень тяжело. Таким малышам надо постоянно оправдывать чьи-то ожидания, становясь плодом амбиций родителей и учителей.

Еще один важный момент – проблемы с социализацией. Многих детей и подростков с экстраординарными способностями часто лишают детства, так как все их свободное время занято обучением, тренировками или другими способами для «развития гениальности». Нередко ребенок переходит из класса в класс или находится на программе индивидуального образования, в результате чего практически не контактирует со сверстниками.

В восьмидесятые годы прошлого столетия весь СССР восхищался способностями маленького мальчика по имени Паша Коноплев. В свои три года малыш умел читать и производил сложные вычисления, а в восемь лет юное дарование смогло совладать с физикой. 

В 15 лет мальчик был зачислен в один из лучших вузов столицы, а в 18 лет – в аспирантуру. Казалось бы, вот оно – блестящее будущее и грандиозные перспективы.

Однако не все оказалось так просто. Феноменальные способности повлекли за собой серьезную нагрузку на неокрепшую детскую психику. Гениальность свела юношу с ума – в возрасте 29 лет он скончался в одной из психиатрических клиник, так и не успев совершить выдающихся открытий.

Использованные источники