08.08.2017 2987

Ребенок-вундеркинд: советы родителям

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Кто такие вундеркинды? Стоит ли радоваться, если ребенок проявляет особенную одаренность в чем-либо? Советы родителям от MedAboutMe.

Ребенок вундеркинд: кто он?

Ребенок вундеркинд: кто он?

В переводе с немецкого «вундеркинд» означает «чудесный ребенок». На практике вундеркиндами называют детей, отличающихся особенной одаренностью в какой-либо области. Одаренность может выражаться в заметном превосходстве над сверстниками или, в редких случаях, в гениальности.

  • По статистике, умеренной одаренностью обладает 1 из 50 детей. 1 из 1000 высокоодаренный, гениальных рождается 1 на миллион.
  • К 5 годам способности могут проявиться на 50-60%, в 8 лет — на 90%, а к 15 годам одаренный в детстве ребенок может ничем не отличаться от ровесников, что и происходит с половиной всех вундеркиндов.
  • Невероятная одаренность в одной сфере может сопровождаться отставанием в других.

Не стоит думать, что вундеркинд — это обязательно серьезный малыш, перемножающий в уме многозначные числа или играющий на всех инструментах оркестра. Талант может проявляться по-разному.

  • Интеллектуальная одаренность проявляется в несвойственной малышам наблюдательности, способности концентрироваться, запоминать большие массивы информации и оперировать ими: систематизировать и анализировать накопленные знания.
  • Творческая одаренность выражается в таланте к рисованию, лепке, музыке, сочинении историй или просто к неординарным решениям и подходам к любой проблеме.
  • Социально одаренные дети способны повести за собой всех, от ровесников до взрослых. Они коммуникабельны, обаятельны, обладают особенной харизмой и обладают наклонностями лидера, учителя, или, что тоже не редкость, манипулятора.
  • Психомоторный вундеркинд быстро развивается физически, опережая сверстников. Он ловок и подвижен, у него прекрасная координация, он физически сильнее ровесников и обожает спорт и подвижные игры.
  • Если родители хотят помочь ребенку развить свои способности, они должны быть очень внимательны к нему, чтобы не пропустить признаков высокой одаренности в той или иной сфере.

Родители вундеркинда: трудный выбор

Родители вундеркинда: трудный выбор

Очень многие родители считают своих детей неординарными и талантливыми, и готовы делать все, чтобы ребенок стал настоящим вундеркиндом. Но так ли хороша для малыша исключительность?

Родителям, решившим приложить все усилия для развития талантов своего ребенка, стоит помнить: очень часто вундеркинды испытывают трудности с социальной адаптацией. С менее развитыми ровесниками им скучно, а более старшие дети не воспринимают их всерьез, или, что еще хуже, завидуют.

Ситуация может усугубляться тем, что родители превозносят успехи своего талантливого чада и всячески подчеркивают его исключительность. Интеллектуальная или физическая развитость вовсе не обязательно сопровождается соответствующим нравственным развитием. Перехваленный малыш может быстро уверовать в свое превосходство над окружающими, что ни в малейшей степени не будет способствовать его социальной адаптации. А если со временем ребенок сравняется в развитии с ровесниками и перестанет быть «чудо-малышом», его может ожидать тяжелое разочарование, депрессия и ухудшение здоровья. Которое и так у многих вундеркиндов крепостью не отличается.

Среди вундеркиндов много детей с аутизмом разной степени, а также аллергиков и астматиков.

Гении живут в среднем на 10-15 лет меньше, чем люди с обычными способностями.

Воспитание детей с неординарными способностями: советы

Воспитание детей с неординарными способностями: советы

  • Первое и главное: любить ребенка таким, какой он есть, вне зависимости от его успехов.
  • Не давите, стараясь развить в нем те или иные способности. Как правило, одаренного малыша нужно не подталкивать к занятиям любимым делом, а останавливать и переключать на другие виды деятельности. Развитие должно быть по возможности равномерным.
  • Проявляйте чуткость, определяя наиболее сильные стороны личности ребенка. Не стесняйтесь обратиться к психологам, чтобы они профессионально помогли разобраться в степени одаренности малыша и предложить программу развития с учетом его особенностей.
  • Предлагайте ребенку разные виды деятельности. Пусть он имеет возможность петь, рисовать, шить, читать энциклопедию или строить из конструктора модель города в космосе, даже если вам хочется видеть его исключительно чемпионом мира по шахматам.
  • Не бойтесь компьютера и современных технологий. Компьютер и интернет предлагают практически неограниченные возможности получения информации. Разумные ограничения всегда можно установить, регулируя доступ к нежелательным сайтам или играм. Будущее принадлежит высоким технологиям и тем, кто с ними дружен.
  • Следите за тем, чтобы ребенок адаптировался социально. Ему и так приходится нелегко из-за разницы в уровне развития. Не поощряйте замкнутость и стремление к одиночеству.
  • Важная часть гармоничного воспитания детей с задатками вундеркинда — физическое развитие. Отвлекайте маленького интеллектуала или творца прогулками, играми на свежем воздухе, спортом.
  • Больше общайтесь с малышом. Очень важно много с ним говорить, не отмахиваться от его бесконечных вопросов, рассказывать обо всем, что вы знаете, не отсылая его к поиску в гугле или к Википедии.
  • Отнеситесь с пониманием к тому, что в школьном возрасте у вундеркинда могут возникать сложности в общении с одноклассниками.
  • Не расстраивайтесь, если с возрастом ваш одаренный ребенок сравняется в развитии со сверстниками и перестанет быть вундеркиндом. По статистике, только 8% вундеркиндов становятся настоящими гениями, на которых держится весь прогресс. О том, насколько эти двигатели прогресса счастливы, статистика умалчивает.

Известные дети-вундеркинды

Вольфганг Амадей Моцарт. Его гениальность проявилась очень рано: в 5 лет маленький музыкант уже дирижировал оркестром и выступал с концертами. Обладал феноменальной музыкальной памятью, играл на многих музыкальных инструментах.

Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать стихи в 6 лет. А вот Пушкин ничем выдающимся в детстве не блистал, его талант проявился к 16 годам.

Карл Гаусс проявил способность к математике в трехлетнем возрасте. В том же возрасте проявились математические таланты у Пола Эрдеша. Оба они могут служить примерами того, что ранний старт не означает быстрого угасания таланта. И Гаусс, и Эрдеш прожили долгую жизнь и внесли в развитие математики огромный вклад.

Уильям Роуэн Гамильтон к подростковому возрасту знал 14 языков, а потом увлекся математикой.

Ким Ун Ен стал студентом университета в 3 года, проявив невероятную одаренность во многих областях. Он знал много языков, писал стихи, решал сложнейшие уравнения. Но в зрелом возрасте избрал жизнь обычного человека и ничем сверх-ординарным себя не проявил. Преподавал в колледже и жил обычной жизнью.

Джон фон Нейман проявил математический талант в дошкольном возрасте: шестилетний Джон с легкостью оперировал в уме шестизначными числами, запоминал огромные объемы информации. В зрелости работал с проблемами квантовой механики, разрабатывал теорию игр, участвовал в создании ядерного оружия.

Уильям Дж. Сидис обладал самым высоким в истории IQ: около 280. Писать маленький гений научился еще до года, к шести годам занялся изучением логики, к восьми — написал 4 научных труда. В 11 лет Сидис стал студентом Гарварда, который с отличием окончил к 16 годам. Знал множество языков, проявлял необыкновенный талант в математике и естественных науках. Но к обыденной жизни был совершенно неприспособлен.

Джейкоб Барнетт в 10-летнем возрасте поступил в университет, хотя в 2 года врачи диагностировали у малыша аутизм и сомневались, что мальчик сможет хотя бы овладеть простейшими бытовыми действиями, научиться говорить и читать. Сейчас Барнетт работает в квантовой физике.

Таниш Мэттью Авраам поражает своими способностями с 4 месяцев, когда он уже мог отвечать на вопросы о содержании его детских книжек. К 5 годам Таниш закончил Стэнфорд, справившись с программой 5 курсов по математике за 6 месяцев.

Комментарий эксперта
Екатерина Антонова, психолог
Екатерина Антонова, психолог

Талантливый, необычно одаренный ребенок может стать как подарком, так и наказанием. И для самого себя, и для родителей и воспитателей. И самая распространенная ошибка родителей — самоотверженно служить вундеркинду, подчеркивая его исключительность. Одаренный ребенок требует, разумеется, повышенного внимания, но в целом его воспитание должно быть таким же, как и для «обычных» детей: с четкой системой ограничений, запретов и правил, с формированием понимания того, что такое «Хорошо» и что такое «Плохо». Максимальная свобода вовсе не способствует максимальному раскрытию дарований, а отсутствие границ дозволенного наносит ущерб нравственному развитию личности.

Бывает и так, что одаренный ребенок совершенно не хочет заниматься тем, в чем проявляется его талант. Потрясающе рисует, но вместо живописи предпочитает футбол. Обладает абсолютным слухом, но терпеть не может музыку и хочет играть в шахматы или ездить верхом. Не стоит давить на малыша и заставлять его. Он не пр