23.04.2016 3277

Развитие ребенка: способности и одаренность

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Общество всегда нуждалось в одаренных и незаурядных людях, это его «золотой фонд», если хотите. К тому же, одаренный человек способен к более целостной реализации своей личности, в основе которой лежит гармоничное развитие ребенка. Именно оно определит в дальнейшем те средства развития ребенка, которые окажутся оптимальными. Собственно развитие одаренных детей во многом закладывает основы последующего школьного образования. Можно возразить, что не все предметы и навыки даются детям одинаково хорошо. Но задача в другом — том самом общем развитии, которое позволит приобрести кругозор и соотнести свои способности со смежными областями их применения. Иными словами, подобрать средства развития ребенка, в чем и заключается основная задача более опытных наставников. 

Средства развития ребенка: мыслить нестандартно

Средства развития ребенка: мыслить нестандартно

Люди, умеющие мыслить нестандартно ценились всегда. Однако опыт современного образования показал, что этому нельзя научить, можно лишь направить развитие ребенка на реализацию тех незаурядных способностей, которые в нем заложены. Не менее важно правильно определить подходящие средства развития ребенка. Их великое множество, и они, в свою очередь, складываются в систему методик, которые помогают осваивать определенные знания и умения и непосредственно влияют на развитие деятельности детей.

Как распознать одаренных детей и как поддержать их дальнейшее развитие — всем этим занимается Всемирный совет по  одаренным и талантливым детям, который существует с 1975 года, и который координирует работу по обучению и развитию детей в международном сообществе. Причем право на индивидуальность заслуживает каждый ребенок. Чем раньше будут выявлены его индивидуальные особенности, тем успешнее пойдет дальнейшее творческое развитие детей.

Конечно, все дети с детства рисуют, поют, танцуют, учатся счету и чтению. И здесь можно использовать такие действенные способы выявления скрытых способностей как наблюдение, беседа и тестирование. Они могут проходить в форме легкой, увлекательной игры, способной повлиять на творческое развитие детей. Безусловно, все дети разные — по характеру, умственным задаткам и способностям к творчеству. Тем не менее, группа развития детей была и остается приоритетной формой развития коллективного сознания, которое безусловно влияет на развитие творческого потенциала ребенка самым положительным образом. 

Любопытно, что поначалу понятия одаренности и таланта рассматривались как данность, причем нередко между ними ставился знак равенства, и уж никак они не были связаны с образовательной деятельностью. Причем вплоть до 19 столетия эти качества приписывались исключительно способностям к разного рода искусствам. Лишь в начале 20 века появилось понятие коэффициента интеллектуального развития детей на основе тестирования, с помощью которого стала возможна диагностика способностей ребенка сообразно его возрасту. Стали создаваться группы развития детей разных возрастных категорий, для каждой из которых вырабатывался свой свод понятий и освоения определенных навыков.

Группа развития детей: шкала способностей

Постепенно было выработано и введено в обиход понятие способностей (благодаря российскому исследователю Теплову Б.М.), которое смогло более конкретно и многопланово определить наличие у ребенка тех или иных талантов. Развитие способностей у детей включало в себя особенности психологии, индивидуальные наклонности, умение вырабатывать и развивать новые. Самое важное в этом плане — не ставить пределов, ибо предела в развитии деятельности детей просто не существует. Другой не менее важный аспект в творческом развитии детей — зависимость от внешних воздействий, от благоприятной среды, в которой пребывает одаренная личность.

В процессе развития группы детей по степени одаренности задействованы возрастные характеристики, для каждого возраста они свои и далеко не одинаковые. Объединяющим фактором здесь можно выделить способности и средства развития ребенка, а затем и потребность в труде и обучении. Собственно труд для любого одаренного ребенка — залог успешного творческого развития детей в будущем.

Нельзя забывать, что детский возраст — это период выявления и развития способностей у детей. По этому поводу существуют две крайне диаметральных точки зрения — каждый ребенок по-своему талантлив и — по-настоящему одаренных детей крайне мало. Истина, как известно, где-то посередине. Важно выявить весь спектр деятельности — не только в школе, но и за ее пределами. Часто ребенок обладает скрытыми талантами, которые проявляются не сразу, но которые присутствуют, и их необходимо выявить, чтобы дать им развиться.

Мерилом одаренности могут стать плоды творческого развития детей в определенном виде деятельности, благодаря которым они будут выделяться среди остальных. Что касается возрастной градации одаренности, то здесь за искусством наблюдается явное преимущество перед науками. Секрет в том, что творческие способности ребенка проявляются на самом раннем этапе, благодаря развитию ощущений и системе восприятия детьми окружающего мира.

Развитие одаренных детей несомненно сопряжено с определенными трудностями. Первыми наставниками ребенка являются, конечно же, родители. И, как правило, они стремятся дать ход талантам своего чада сообразно собственным представлениям. Хорошо, если способности ребенка перешли от родителей «по-наследству». В ином случае лучше довериться специалистам. С учителями ситуация порой тоже складывается не лучшим образом. Иногда ими ценятся такие качества как усидчивость, прилежность, послушание гораздо больше таланта.