04.06.2017 1803

Ребенок не произносит «р» и «рь»: почему и как исправить

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Ребенок «картавит» — так родители зачастую жалуются на нарушение речи малыша, которое называется «ротацизм». Данное нарушение звукопроизношения у ребенка трудно не заметить. Бывает, что ребенку 3 года, а родители уже начинают бить тревогу по поводу нарушенного произношения звуков «р» и «рь». Давайте разбираться, когда нужно обратить внимание на «картавость» ребенка и можно ли это исправить.

Почему ребенок не может произнести звуки «р» и «рь»?

Почему ребенок не может произнести звуки «р» и «рь»?

Ребенок рождается с несовершенным артикуляционным аппаратом, и произношение некоторых звуков остается еще долго недоступным. Звук «р» считается трудным для произношения. Чтобы ребенок стал произносить звук «р», необходимо «созревание» артикуляционного аппарата. Ребенок должен достаточно натренировать речевой выдох и только тогда станет возможно произношение «р», а затем его мягкой пары «рь». Обычно данные звуки самостоятельно появляются у ребенка к 5 годам.

Чаще всего родители обращают внимание на отсутствие или неправильное произношение звука «р» у ребенка, хотя это нарушение может быть не единственным у малыша.

К сожалению «ротацизм» встречается не только у детей, но и у взрослых. Хочется понять, по каким причинам многим детям так трудно научиться произносить звуки «р» и «рь».

  • Ребенок часто болеет простудными заболеваниями, бронхитами, пневмониями, что ведет к нарушению дыхания, а значит, и нарушенному речевому выдоху.
  • Развитие речи запаздывает, в силу чего все звуки появляются позже нормативных сроков.
  • Внутриутробные инфекции, которые оказали неблагоприятное воздействие на развитие речевых зон в головном мозге у ребенка.
  • Ребенок неправильно слышит звуки и поэтому не может их верно воспроизвести.
  • В окружении ребенка есть взрослые, которые страдают «ротацизмом».
  • Короткая уздечка языка, которая не дает поднять ребенку язык к верхним зубам.
  • Слишком большой язык или, наоборот, слишком маленький.
  • Дефекты прикуса, когда соотношение между верхней и нижней челюстью неправильное и другое.

Иногда причиной может быть маленький возраст ребенка, когда артикуляционный аппарат еще не готов к произношению звуков «р» и «рь». Но обращать внимание на дефектное произношение необходимо. Ведь легче научиться произносить «р» и «рь» в младшем возрасте, а не в подростковом, когда неправильное произношение уже закрепилось в речи.

Упражнения, которые помогут ребенку «зарычать»

Упражнения, которые помогут ребенку «зарычать»

Упражнения на развитие точных движений языка, развития подвижности губ и щек помогут малышу научиться произносить звуки «р» и «рь». Упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, каждый день, утром и вечером. Упражнения в игровой форме непременно заинтересуют ребенка. Фантазируйте с вашим ребенком, создавайте сюрпризный момент, «приглашайте» на занятие любимые игрушки малыша, поощряйте ребенка за успехи сладкими призами или наклейками. Малыш полюбит гимнастику, ведь во время ее выполнения есть возможность поиграть с мамой и папой.

Упражнения с языком для правильного произношения звука «р» и «рь»

  • Поднять язык к верхним зубам, при этом рот широко открыт. Водить кончиком языка из стороны в сторону.
  • Улыбнуться и вновь поднять язык вверх и водить кончиком вперед и назад по верхнему небу.
  • Открыть рот и широким языком облизать верхнюю губу, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Широким языком водить по верхней губе в быстром темпе. Вы должны услышать звуки «бл».
  • Цокать языком, затем присосать его к верхнему небу и удерживать такое положение языка 5−7 секунд.
  • Кончиком языка многократно стучать в верхние зубы и произносить звук «д».

Упражнения для выработки длительной и сильной воздушной струи

  • Положить широкий язык на нижнюю губу и сдуть небольшой кусочек ваты с ладошки, произносить при этом звук «ф».
  • Кончик языка поднять вверх, язык должен быть похож на «ковш», затем сдувать кусочек ватки с носа.
  • Сделайте с малышом бумажные самолеты небольшого размера. С помощью ротового выдоха старайтесь сдуть их со стола.
  • Положите карандаши на край стола и постарайтесь с помощью выдоха докатить их до другого края стола.
  • Разойдитесь с ребенком по разным концам комнаты, идите навстречу друг другу, при этом непрерывно произносите звук «ш».

Внимание! Никогда не говорите ребенку, что вы учитесь произносить «р», так как ребенок может начать пытаться произнести звук горлом, что намного труднее исправить. Говорите малышу, что вы учитесь «рычать», как тигр или лев.

Данные упражнения готовят артикуляционный аппарат к произношению «р» и «рь». Если вы регулярно занимаетесь несколько месяцев, а результатов нет, обратитесь за помощью к логопеду.

Скороговорки для развития речи, которые победят «ротацизм»

Скороговорки для развития речи, которые победят «ротацизм»

Скороговорки для развития речи помогут закрепить звуки «р» и «рь». Скороговорки необходимы для развития речи, они отлично развивают речевой слух, грамматический строй языка, обогащают словарь дошкольника. Скороговорки для развития речи являются незаменимым материалом улучшения дикции ребенка. Когда ваш малыш без труда произносит «р» и «рь» в слогах и словах, можете приступать к закреплению звуков в скороговорках.

Скороговорки, содержащие звуки «р» и «рь»

  • Три трубача трубят втихаря.
  • Едут верхом за добрым медком три молодца: Прохор, Петр и Пахом.
  • У солдата шинель коротковата,
  • Шинель коротковата у солдата.
  • Рыбку поймали, Роме отдали.
  • Рыбку поели и снова захотели.
  • Сорок три трещетки трещат, как балаболки.
  • На поле под горкой
  • Сидят Петр с Миколкой,
  • Сырок поели и квасу захотели.
  • Ворона каркает с утра:
  • «Какая холодная весна!».
  • Ворона, не каркай в окно,
  • Скоро солнышко взойдет.
  • Дрова рубить решили вместе
  • Иван, Артемий, Петр и Сеня.
  • Нарубили дров не мало,
  • Отработали без обмана.
  • Я лошадку причешу гребешком и щеткой,
  • Прокатиться я хочу вечером верхом.
  • Мягкошерстная шиншилла
  • Шубки сшить решила,
  • Шубки сшить решила
  • Мягкошерстная шиншилла.
  • Ежонок, четверо мышат
  • В плаванье отправились,
  • Нашли шаланду в камышах,
  • Этим и прославились.
  • В Архангельске живут Архангелогородцы и Архангелогородки,
  • А в Костроме Костромчане.

Занимайтесь чаще, проговаривайте скороговорки дома на прогулке, и ребенок быстро их запомнит. Совместные занятия детей и родителей приносят радость и пользу всем членам семьи. Проявите терпение к ребенку, и ваши усилия помогут справиться с трудным звуком