Современный мир существует в режиме нарастающих объёмов информационных технологий. Человека в социуме нельзя отделить от компьютерной инфраструктуры, созданной обществом. Компьютер стал главным проводником во всемирную сеть и источником общения как для взрослого, так для ребёнка.
Как и когда лучше начинать знакомить ребёнка с компьютером
Психологи и офтальмологи советуют не разрешать детям до трехлетнего возраста даже просмотр телевизора. У ребёнка такого возраста еще не сформированы зрительная функция и психические реакции.
Лучший возраст начала знакомства с компьютером — пять лет. Желательно приобрести детский адаптированный компьютер, в котором ребёнок сможет обучаться несложным играм. Чтобы не перегрузить зрение и психику малыша, достаточно заниматься на компьютере не больше двух раз в день по двадцать минут. Прежде, чем вводить компьютер в жизнь ребёнка, родителям следует посоветоваться со специалистами, поскольку временное ограничение занятий, например, для ребёнка с ослабленным зрением или неврологическими нарушениями, может составлять до десяти минут.
Если ребёнок во время занятий стал часто тереть глаза, зевать, отвлекаться, капризничать, сутулиться, необходимо закончить упражнения. Эти признаки говорят о переутомлении малыша.
Для дошкольника существует множество обучающих программ: раскраски, конструкторы. Адаптированные игры обучают счету, буквам, рисованию, музыке, геометрическим фигурам, цветам, иностранным языкам, расширяют кругозор и интеллектуально развивают ребёнка. В интернете родители могут подобрать качественные мультфильмы и сказки, положительно воспитывающие малыша.
Компьютер для детей подросткового возраста
В полной мере компьютер становится незаменимым устройством взаимодействия и познания окружающего мира с подросткового возраста.
Кроме престижа в среде школьников, гаджеты дарят подросткам неисчерпаемое количество возможностей для коммуникаций, досуга и учебы.
Школьники оценивают экономию времени, оперативность реализации учебных заданий и возможность изящного оформления рефератов, докладов, сочинений с привлечением компьютера. Подростковый возраст — время интенсивной учебы. Дети учатся пользоваться учебными программами и дисками, расширяют свой компьютерный лексикон и кругозор, овладевают приемами составления таблиц, диаграмм, презентаций, фотошопа.
Работа с разнообразными источниками информации формирует у ребёнка структурированное мышление, способность быстро анализировать и оперативно выделять главное в тексте.
Компьютерные развлечения для детей
Помимо учебы интернет — хорошая платформа развлечения для детей. Интернет помогает подростку найти хобби по душе посредством обучающих видео, посвященных рукоделию или творчеству (плетение из резиночек, шитье, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, конструирование, всевозможные поделки из бумаги).
Помимо учебы, интернет предоставляет разнообразные возможности для практичного и полезного проведения досуга с использованием игр.
Виды компьютерных игр.
- Игры, развивающие моторику, реакцию и слух (гонки, аркады, приключения, симуляторы, стратегии).
- Игры на интеллект, развитие кругозора и память (пазлы, головоломки, тесты, викторины).
Интернет сегодня является распространенным средством общения. Дети активно используют программы для общения и социальные сети, образуют группы по интересам, делятся информацией, находят друзей, получают необходимое им, как воздух, признание сверстников.
В подростковом возрасте очень важно ощущать себя членом группы ровесников. Именно интернет помогает подростку реализовать базовую потребность в признании, свойственную этому возрасту.
Страничка ребёнка в социальной сети — это своеобразная презентация себя. Ознакомившись с его страницей, родители могут узнать о своем ребёнке много нового. Не стоит пренебрегать этим ресурсом, но и пытаться проникнуть в закрытые от просмотра страницы также не надо. Регистрация родителей в сети поможет контролировать интересы, «друзей» и подписки на группы, дабы вовремя избавить чадо от небезопасной информации.
Что еще нужно знать родителям
Рекомендуемое время проведения у монитора зависит от возраста школьника:
- дети до двенадцати лет в день могут заниматься у компьютера не больше часа с перерывами;
- подростки до пятнадцати лет — до двух часов.
Ребёнок любого возраста не должен находиться за компьютером за час до отхода ко сну.
Школьника желательно обучить офтальмологическим упражнениям для профилактики близорукости и совместно, через каждые полчаса, проделывать эти несложные упражнения.
Взрослым людям следует помнить и о роли личного примера. Если родители все свободное время проводят за компьютером, то и у ребёнка сформируется стереотип нездорового времяпрепровождения. Тогда никакие родительские требования по ограничению времени не помогут.
Многочасовое провождение времени за играми и общением в интернете может сформировать у ребёнка зависимость от интернета или включить ребёнка в преступные сообщества, посвященные экстремизму, терроризму, порнографии или группы самоубийц, а также исказить физическое и психическое развитие. Особенно опасен этим подростковый возраст.
Признаки, указывающие на компьютерную зависимость
- Агрессивность, тревожность или подавленность при лишении компьютера на время.
- Непропорциональное количество времени, проводимое школьником за компьютером, по сравнению с другими занятиями.
- Частые обманы и снижение успеваемости.
- Забрасывание некогда любимого хобби или спорта.
- Реалистичные, эмоциональные разговоры в процессе игры.
- Физические изменения (ослабление зрения, испорченная осанка, плохой сон, ощутимое изменение веса в любую сторону).
- Отсутствие реальных друзей, прохладное отношение к одноклассникам и членам семьи.
Важно помнить о том, что компьютерная зависимость в основном развивается от недостатка понимания в семье и дефицита общения с детьми. Очень часто родители сами сажают ребёнка за компьютер, потому что увлеченный игрой ребёнок «не мешает». Нельзя заменять внимание мамы и папы даже самыми навороченными гаджетами. Потерянный контакт с ребёнком позже будет очень сложно наладить.