Работа по психологической коррекции поведения детей очень важная и сложная. И залог успеха такой работы заключен во взаимодействии разных специалистов и родителей. Что включает в себя коррекция психологического развития ребёнка? Методы, принципы и этапы деятельности детских психологов и психотерапевтов.
Когда стоит беспокоиться?
Родителям следует обратить пристальное внимание, если ребёнок:
- Агрессивен.
- Появились проблемы с общением.
- Стал хуже учиться.
- Проблемы с аппетитом (ест мало или много).
- Стремится оставаться в одиночестве.
- Мучают кошмары во сне, плохо засыпает, часто просыпается.
- Присутствует страх, тревога, раздражение.
- Не хочет заниматься тем, что раньше нравилось (не просто вместо рисования стал лепить из пластилина, а отказывается делать и то, и это).
- Не уверен в себе.
- Жалуется на недомогание, но врач не подтверждает заболевания.
- В семье был развод, тяжёлая болезнь, смерть близких.
Если эти проблемы уходят без вмешательства через пару недель, ничего страшного нет. Но если такое состояние затягивается, надо обратиться к специалисту, детскому психологу или психотерапевту.
Принципы и этапы работы психолога с детьми
Вот принципы, которых должен придерживаться специалист:
- Сначала должна быть проведена тщательная диагностика с опросом опекунов и обследованием ребёнка, и только после можно приступать к коррекции.
- В процессе взрослый и ребёнок обязательно взаимодействуют.
- Психотерапевт учитывает особенности ребёнка, его интересов, характера, темперамент.
- Ребёнок должен получать удовольствие во время занятий.
- Работа проводится, чтобы устранить причины отклонений.
- Принцип нормативности. Специалист ориентируется на эталоны развития в определённом возрасте.
Что касается этапов работы, их пять. Во время первого этапа специалист узнаёт о проблеме. Второй этап — это прогноз. Психотерапевт или психолог должен понять, как будет развиваться ребёнок при условии коррекции и без неё. Третий этап — создание специальной программы по коррекции. Её психолог разрабатывает совместно с родителями, педагогами. Четвёртый этап — выполнение программы. И последний этап — анализ эффективности.
В любом случае специалист должен расположить к себе ребёнка, создать доверительную атмосферу. Только тогда можно будет найти способы воздействия на психику конкретного ребёнка.
Методы работы
Любой ребёнок лучше обучается и воспитывается в процессе игры. Поэтому психотерапевт часто играет в разных формах:
- Рассказывает поучительные истории и сказки.
- Использует лепку, скульптурирование.
- Отыгрывает разные сценки совместно с ребёнком.
- Песочная терапия.
- Рисование.
- Предлагает ребёнку самому придумать сказку или историю.
- Учит расслабляться самостоятельно.
- Проводит беседы, тесты, занятия с элементами игры.
Специалист выбирает то, что больше нравится и больше подходит ребёнку, а также может соединять разные методы, чтобы достичь наилучшего результата. Одни методы позволяют снять эмоциональное напряжение, другие улучшить адаптацию в обществе, а третьи избавиться от страхов или ночных кошмаров.
Очень важно, чтобы родители включились в работу и выполняли всё, что советует психотерапевт. От этого зависит результат. Кроме этого, нередко необходима работа с самими родителями или же групповые консультации и совместные занятия родителей и ребёнка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock