Определение понятия «критическое мышление» и простое и сложное одновременно. Можно сказать, что способность критически мыслить подразумевает под собой привычку сомневаться, по умолчанию ничего не принимая на веру, без рассуждений и проверки фактов. А еще это подразумевает признание за собой и окружающими права на ошибку. Звучит несколько скучно. Но на самом деле именно критическое мышление является важнейшей целью всех процессов образования, так как заставляет человека думать, рассуждать и получать собственные выводы. Обо всем этом и многом другом читайте в статье MedAboutMe.
«Я мыслю, следовательно существую»
Этот тезис принадлежит Рене Декарту, французскому философу XVII века, описавшему скептицизм — метод познания, предполагающий радикальное сомнение и непринятие ничего на веру. Можно сказать, что корни критического мышления следует искать где-то там — в трудах Декарта и его античных предшественников. В немного перефразированной форме тезис Декарта мог бы хорошо выразить идею метода критического мышления: «Я мыслю, следовательно — сомневаюсь».
В наше время «отцом» метода считается педагог и философ Джон Дьюи, в отечественной философии и педагогике — профессор Лев Выготский.
Что же необходимо знать о критическом мышлении?
Например, то, что никто не может мыслить критически постоянно, ежеминутно, на протяжении всей жизни. Об этом писал в своих трудах Л. С. Выготский: что пристрастность психики определяется образом жизни и направлена на то, чтобы субъект мог действовать наиболее эффективно. Но одновременно это же свойство психики может приводить к ошибочным умозаключениям.
Более подробно это было описано Дэниелом Канеманом и Амосом Тверски в трудах по «теории ограниченной рациональности», за что ученым была присуждена в 2002 году Нобелевская премия. Канеман и Тверски описывают ряд когнитивных искажений, способных приводить к ошибочным выводам.
Например, одним из таких искажений может быть принятие решения на основании недостаточной информации, без попыток разобраться в теме подробнее и основательнее — принятие первого, что пришло в голову, за лучший и единственный вариант. Или пристрастный выбор информации, то есть принятие во внимание только тех данных, которые согласуются с нашим мнением, и отвергание всего, что ему противоречит.
Но по большому счету, критическое мышление подразумевает обязательную работу мысли, рассуждения, и формирование мнения или принятие решений на основании именно собственных размышлений и максимально глубокой проработки доступной информации. И подвергание сомнению всего, что «напрашивается само собой», что вызывает сильный эмоциональный всплеск, отключающий дальнейшие размышления и способность критически оценивать информацию и происходящие вокруг события.
Критическое мышление в повседневной жизни и не только
Все люди делятся на доверчивых и сомневающихся. Доверчивые во все времена становились объектом манипуляций мошенников, авантюристов и политиков, потому что им можно легко «всучить» все что угодно — от «волшебных пилюль» любого рода и теорий всемирного заговора до идей о национальном превосходстве. Люди с неразвитым критическим мышлением:
- принимают любую новую информацию на веру, не пытаясь ни в чем разобраться;
- не умеют аргументировать свою позицию и отстаивать ее;
- не обладают навыками наблюдения за собой, не могут анализировать собственные чувства и действия, не способны замечать собственные ошибки и находить их причины;
- не умеют принимать на себя и нести ответственность;
- зависят от мнения окружающих и подвержены чужому влиянию;
- плохо взаимодействуют с абстрактными понятиями.
Нередко такие люди проявляют бестактность, ведут себя неуместно и стараются во всем следовать моде — причем даже в гипертрофированной форме.
Пока доверчивые действуют под влиянием эмоций и внушенных им идей, критически настроенные скептики обдумывают и изучают информацию, проверяют ее достоверность, и только затем могут принять — или не принять, как ничего не стоящую или вредную.
Скептики «не ведутся» на трескучие лозунги и энергичные понукания, на давление на простые человеческие чувства, и на то, что подается им «на тарелочке с голубой каемочкой» в хорошо подготовленном к восприятию виде. Их мнения и знания являются плодом собственных размышлений, но впоследствии могут и пересматриваться — ведь скептик сомневается и в собственных выводах, признавая и свое право на ошибку.
На людей с критическим складом мышления куда меньше действует реклама, они не несут свои деньги в финансовые пирамиды, и голосуют на выборах только за тех кандидатов, чью программу и биографию изучили досконально. Они не склонны обращать внимание на «общественное мнение», чаще отвергают стереотипы и идут своим путем к собственным целям.
Способность абстрагироваться от «авторитетного мнения» позволяет совершать открытия и изобретения в науке и технике. Просто «открыватели новых путей» и изобретатели могут не обратить внимания на общепринятые постулаты и все-таки попробовать — и победить. Или не победить, но не сдаться и продолжить прокладывать новые пути. Все, буквально все изобретения когда-то воспринимались как нечто, чего «не может быть, потому что не может быть никогда». Но благодаря тем, кто в это не поверил, мы сегодня имеем то, что имеем — электричество, автомобили, самолеты, телефоны и даже искусственный интеллект, возможности которого вообще пока непредставимы.
Кстати, имеющиеся у нас сегодня возможности распространения и получения информации также требуют развития критического мышления. Просто потому, что информация, которую обрушивает на человека интернет, социальные сети, телевидение, обязательно должна просеиваться через частое сито критического осмысления, прежде чем быть принятой. Более подробно читайте об этом в статье об информационной гигиене.
Однако, важно не забывать о том, что так называемый «здравый смысл», на который часто опираются скептики, основывается на ограниченном жизненном опыте индивидуума или группы. И, как следствие, может становиться источником ошибок во всем, что выходит за границы этого опыта, превращая «здравомыслящего» в самодовольного, зашоренного обывателя.
Критическое мышление в медицине
Когда пациент приходит к врачу, он ожидает правильной постановки диагноза, назначения и проведения адекватной терапии. По статистике, до 80% врачебных ошибок является следствием ошибок диагностических. А они могут базироваться на пренебрежении принципами критического мышления. В качестве примера можно привести ситуацию, когда врач останавливается на первом же диагнозе, который приходит в голову на основании имеющихся клинических признаков, и не пытается рассмотреть иные варианты. Именно поэтому у студентов медицинских вузов программа обучения направлена на развитие критического мышления, дополняющего мышление клиническое.
Эффективные и действенные навыки критического мышления необходимы для точных клинических рассуждений и принятия соответствующих клинических решений, а также для предотвращения диагностических ошибок на первоначальном этапе. Именно поэтому мы считаем необходимым разрабатывать и внедрять в систему обучения студентов медицинских вузов стратегии обучения, позволяющие вырабатывать навыки критического мышления. Это поможет врачам в дальнейшем избегать влияния когнитивных искажений и повысить точность диагностики.
Как развивать критическое мышление?
В основном это свойство формируется еще в детстве, в тот самый период, когда наиболее часто используемым словом в лексиконе ребенка становится «Почему?». Именно тогда формируется и закрепляется модель поведения, предполагающая размышления, тягу к получению новых знаний и умений. Если в это время родители и воспитатели не отмахиваются от малыша с его бесконечными вопросами — ребенок научится думать, размышлять, делать выводы и сомневаться. Если будут требовать только безусловного послушания и беспрекословного принятия «взрослого мнения» за истину в последней инстанции — вырастет человек, которому критическое мышление будет не свойственно, и который всю дальнейшую жизнь будет зависеть от чужого мнения и чужих решений, оставаясь ведомым и управляемым, не способным не только выработать собственное мнение, но даже сформулировать свои желания.
В процессе обучения и воспитания важно соблюсти баланс между «зазубриванием» и «вольным полетом мысли», так как никакой полет невозможен, если не имеется определенной базы знаний, которую нередко и приходится нарабатывать той самой зубрежкой. Чтобы критически осмысливать какую-либо информацию, человек должен иметь возможность с чем-то ее сравнивать, на что-то опираться.
«Чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос, а чтобы задать правильный вопрос, нужно знать большую часть ответа». Р. Шекли
Менделеев не открыл бы периодическую систему элементов, не зная досконально свойств всех ее элементов. Пушкин не написал бы «Евгения Онегина», не зная букв. Компьютер нельзя собрать из камней и палок — необходимо иметь теоретическую, практическую и технологическую базу. Накапливание базовых знаний — необходимая ступень в развитии критического мышления.
Важной частью является также самодисциплина и принятие того, что человеку свойственно не только ошибаться, но и действовать под влиянием эмоций, привычек, физического состояния и т. д. Чем лучше мы знаем себя, свои сильные и слабые стороны, тем более продуктивным будет критическое мышление.
Помимо набора интеллектуальных инструментов, для критического мышления человеку необходим определенный набор качеств, которые могут быть развиты в процессе воспитания — в том числе и самовоспитания.
Это качества, которые помогают не сбиться с пути в процессе размышлений: интеллектуальные честность, смирение, непредвзятость, сочувствие и чувство справедливости. Это принятие факта, что ошибки в рассуждениях возможны.
Короче говоря, критическое мышление — это самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление, предполагающее способность эффективно общаться и решать проблемы, а также стремление преодолеть наш врожденный эгоцентризм и социоцентризм.
Напоследок напомним: содержание этой статьи также не обязательно принимать безоговорочно на веру, без размышлений и сомнений. В этом и заключается суть критического мышления.
Использованы фотоматериалы Shutterstock