Недопонимание между родителями и детьми может возникнуть в любом возрасте. Но давно уже отмечено, что есть периоды, когда конфликты в семье случаются чаще, и носят схожий характер. Это так называемые кризисы развития ребёнка, редкий малыш сможет их миновать. Рассмотрим их поподробнее.
Малыш старше года
В первый раз родители могут обратить внимание на то, что с крохой происходит что-то странное, когда малыш перешагнет возраст полутора лет. До этого все проблемы с ним носили преимущественно бытовой характер — одеть, накормить, вывести гулять, проследить, чтобы не схватил что-то опасное. И вот основные навыки уже отработаны, малыш знает, как нужно попадать рукой в рукав куртки, как натянуть шапочку, как пользоваться ложкой во время обеда. И вдруг по непонятной причине кроху как подменили. Он становится капризным и плаксивым, расстраивается по неизвестной причине, хочет все делать сам, но когда получает вожделенную свободу действий, только рыдает, не добившись результата. В итоге обед остается вылитым на стол и не съеденным, выход на прогулку так и не состоялся, настроение у всех ужасное. И так — каждый день. Малыш заболел? За что-то обиделся на родителей? Что происходит?
Происходит первый кризис развития ребёнка — малыш осознал себя отдельной личностью. Раньше он в большей части выступал объектом действий родителей, а не самостоятельным субъектом. Его кормили, одевали, вывозили гулять в коляске. Но с расширением области действий (кроха научился ходить, и может идти в любую сторону, он научился общаться, у него появились друзья, он освоил множество игр на площадке) малыш все больше осознает свою индивидуальность. Он постепенно понимает, что сам может решать многие вещи. Это очень важный прорыв в развитии ребёнка — раньше у него просто не могло быть такого опыта, да и нервная система не настолько была развита, чтобы осилить самостоятельность. Ребёнок все чаще пытается делать что-то сам. Но тут его подстерегает разочарование — многие вещи он еще не может делать сам чисто физически. А какие-то самостоятельные действия приносят вовсе не тот результат, который хотелось бы. Самостоятельно справиться со своей бурей негативных эмоций малыш не может, вот и начинает рыдать — все плохо, а что именно — сказать не могу. Как в такой ситуации могут помочь родители? Только проявляя терпение и понимание. Ребёнок не капризничает, он вправду не может справиться с ситуацией. Нужно показывать ему возможные выходы из ситуации и ждать, пока он дорастет до возможности ими воспользоваться — это будет уже очень скоро.
Дети против рамок
Следующий кризис знаком почти всем родителям, и так и называется — «кризис 3 лет». Название получено от возраста, в районе которого с самым идеальным ребёнком почти неизбежно происходят перемены, приводящие в ужас родителей и особенно сторонних наблюдателей. Малыш начинает прямо-таки беситься, он как будто специально перестает слышать родителей, нарушает все давно известные и вроде бы понятные ему правила. Вам случалось в магазине, на детской площадке или в любом другом месте увидеть ребёнка, который в истерике валится на пол и размахивает ногами? Скорее всего, ему года 3-4.
Почему так происходит? Это развитие ребёнка в области эмоционально-волевой сферы достигло того уровня, когда ему уже мало слов мамы и папы, ему нужно во всем убедиться на своем опыте. Нельзя прыгать в луже? А может, все-таки можно? А если я попробую вот так, то что? Родители отказались купить шоколадку — а если я громко закричу? А если я упаду и не встану с места? А если я так долго кричать буду — может они уступят? Это касается всего — одевания на улицу, выбора блюд во время еды, времени возвращаться домой с прогулки. Поэтому рецепт для родителей может быть только один — не поддаваться. Малыш пробует этот мир — и родительские нервы в первую очередь. Недопонимание между родителями и детьми может возникнуть в любом возрасте. Но давно уже отмечено, что есть периоды, когда конфликты в семье случаются чаще, и носят схожий характер. Это так называемые кризисы развития ребёнка, которых редкий малыш сможет миновать. Рассмотрим их поподробнее.
Развитие ребёнка на пороге школы
Кризис трех лет остался позади, вот и школьные годы настали, и снова родители не могут вздохнуть спокойно. Вроде ребёнок уже не малыш, он успешно занимался на подготовительных занятиях, психолог подтвердил его готовность к школе — и что же вдруг можно увидеть? Раньше девочка могла полдня раскрашивать картинку, теперь ей сложно потратить 10 минут на прописи, раньше мальчик с удовольствием помогал по дому, а теперь его не уговоришь собственную рубашку повесить в шкаф. Учителя жалуются — паясничает на уроках, отвлекается, не может сосредоточиться на предмете. И дома — удивительно! — пару лет назад отказавшийся от дневного сна ребёнок снова начал проситься поспать в середине дня. Что за откат в прошлое?
На самом деле никакого отката не происходит, развитие ребёнка идет своим чередом. Просто взрослым с высоты жизненного опыта сложно бывает вспомнить, как тяжело им самим давались первые школьные годы. Дело тут не в сложности школьной программы, и не в длине урока, а в глобальном перестроении всего образа жизни ребёнка. Раньше ведущей для него была игровая деятельность, даже те же занятия в детском саду все равно имели больше развлекательное направление. А теперь нужно по-настоящему работать — прикладывать усилия, чтобы сделать дело, которое от тебя требуется, даже если не очень хочется, и не вполне понятно, для чего это нужно. Такие изменения сами по себе являются чрезмерной нагрузкой для нервной системы школьника. Он устает не от учебной нагрузки, а от нового уклада жизни. Это и в самом тяжелое испытание. Нужно поддержать ребёнка, помочь ему оптимальным образом организовать свой день, найти время для по-настоящему любимого дела, а главное — для отдыха. Скоро ребёнок втянется в рабочий график, и жизнь пойдет своим чередом.
До свидания, родители
Последний детский кризис знаком всем — это переходный период, который так и называют, трудным возрастом. Известны его симптомы — вчерашний ребёнок стал подростком, он спешит во взрослую жизнь и хочет самостоятельности. Авторитет родителей тает на глазах, принимаются опрометчивые решения и совершаются поступки, которые могут быть чреваты самыми неожиданными последствиями. Что тут можно посоветовать? Так происходит процесс сепарации — дети подрастают и должны вскорости покинуть родительский дом, чтобы начать свою самостоятельную жизнь. Так работает природный инстинкт, и бороться с ним бесполезно. Что же можно сделать? Родители могут попытаться остаться друзьями со своими детьми и сохранить свою важность в их глазах, вместо того, чтобы начинать активное противостояние. Иногда очень сложно удержаться от резких движений и категоричных поступков. Иногда сильнее оказывается страх за ребёнка. Очень важно в это время понимать — всегда лучше быть рядом с ним и иметь возможность подсказать, как действовать в критический момент, чем превратиться во врага, которого лучше держать на расстоянии. Этот контакт дорогого будет стоить в будущем, которое наступит уже совсем скоро, когда ничто, кроме доброй воли, не удержит выросшего ребёнка рядом с родителями.
Тут возникнет вопрос — если все взросление малыша суть сплошные кризисы — то когда же жить? Ответ на этот вопрос кроется в его же формулировке. Кризис — только слово, на самом деле, это просто вехи развития ребёнка. Подобная формулировка была избрана, чтобы подчеркнуть, что настало новое время в жизни малыша, и старые методы воспитания уже не работают, родители должны искать новые. Пока это произойдет, пройдет много времени, нужные приемы найдутся не сразу, будет потрачено определенное количество душевных сил. Но ведь так и происходят процессы развития всего на свете, переходя на качественно новые ступени. Так что если у малыша замечаются признаки кризиса определенного возраста, значит, все в порядке, развитие ребёнка идет по правильному пути.