Психологи утверждают, что личное пространство, где человек может отдохнуть от людей, с которыми приходится контактировать в течение дня, чрезвычайно важно для расслабления психики и стабилизации эмоционального состояния. Находясь в таком месте, человек может отстраниться от раздражающих факторов или, наоборот, сосредоточиться на собственных чувствах или на решении жизненных задач. Психологи утверждают, что в индивидуальном пространстве нуждаются не только взрослые, но идети. Именно поэтому мамам и папам следует внимательно и ответственно подойти к организации личного пространства ребёнка и оформлению детской комнаты, особенно если жилплощадь небольшая, а детей в семье несколько.
Создание личного пространства ребёнка при минимальной жилплощади
Большинство будущих родителей обустраивают детскую комнату еще до рождения малыша. Но рациональность этой идеи подвергается критике педиатров и детских психологов. Специалисты утверждают, чтозона личного пространстванеобходима детям примерно с трехлетнего возраста. Для подтверждения своей теории они приводят следующие факты:
- детидо года нуждаются в тесном контакте с матерью, который предполагает совместный сон и времяпрепровождение в течение бодрствования ребёнка.
Более того, длительное отсутствие общения с мамой может негативно сказаться на психоэмоциональном состоянии малыша и его общем развитии. Именно поэтому педиатры и специалисты ВОЗ рекомендуют отказаться от идеи отдельной детской комнаты на период грудного вскармливания по требованию и совместного ночного сна;
- когда ребёнку исполняется год и примерно до достижения им трехлетнего возраста ему в качествезоны личного пространствадостаточно небольшой площади в родительской спальне или любой другой комнате, где он может поиграть.
На практике оказывается, чтодетямважнее находиться в радиусе визуального, слухового и тактильного контакта с матерью, а конкретное помещение не имеет большого значения. Ребёнок может играть самостоятельно, например, на кухне в то время, когда женщина готовит обед, или в комнате, где мама занимается важными делами.
Суммируя вышеприведенные доводы педиатров и психологов, можно сделать выводы: во-первых, ребёнок до года не испытывает острой необходимости в собственной комнате, а отделение ребёнка от матери на длительный период может быть опасным для развития малыша. Во-вторых, длядетейв возрасте 1-3 лет нет принципиальной разницы, в какой именно комнате находиться и играть. Главное, чтобы мама была в предельной доступности и могла удовлетворить потребность в общении в любой момент.
Такие выводы должны успокоить мам и пап, которые еще не обустроили детскую комнату и только планируют расширение жилплощади, а также тех родителей, которые не могут позволить выделить в жилом помещении отдельную комнату в качествеличного пространстваребёнка. Когда малыш достигнет трехлетнего возраста, им следует воспользоваться следующими советами:
- оборудовать ребёнку место для отдельного сна рядом с родительской кроватью;
- с помощью ширмы, шкафа, перегородки разделить помещение на зону для родителей и пространство для учебной или игровой деятельности малыша;
- выделить ребёнку отдельный комод, ящики или место в общем шкафу для хранения его вещей и игрушек.
Таким образом, даже в стесненных жилищных условиях у ребёнка будет собственнаязона личного пространства.
Нюансы организации зоны личного пространства детей разных возрастов и полов
Организациязоны личного пространстваребёнка осложняется в разы, если детей в семье несколько и к тому же они разных полов и возрастов. В данном случае родители, обустраивая детскую комнату, должны учитывать следующие нюансы:
- если возрастдетейпримерно одинаков, то их режим дня совпадает, поэтому нет необходимости создавать плотные перегородки.
Если разница в возрасте значительная, то комнату нужно разделить таким образом, чтобы ни старший, ни младший ребёнок не мешали друг другу. Однако следует учитывать, что слишком строгое зонирование с целью организацииличного пространства ребёнка, по мнению детских психологов, может спровоцировать обострение чувства соперничества между братьями и сестрами. Поэтому при разделении детской на зоны нужно учитывать возраст детей, их распорядок дня и интересы и постараться найти компромиссное решение, при котором всем будет комфортно находиться в одной комнате;
- ровесники, которые в раннем возрасте жили вместе, по мере взросления начинают нуждаться в индивидуальных территориальных границах в общем помещении.
Это происходит примерно с 10-12 лет. К этому времени родители должны позаботиться о грамотном зонировании жилого пространства;
- комната, в которой проживают братья и сестры, даже если они одногодки, также нуждается в зонировании.
Личное пространство ребёнкаодного пола должно быть отделено от зоны «уединения» ребёнка другого пола. Но при этом в детском помещении должна быть достаточно большая общая часть. Такая организация пространства учит детей коммуницировать, взаимодействовать и находить компромиссы.
Общие советы родителям по оформлению комнаты для детей
Организовываяличное пространство ребёнка, родителям рекомендуется пользоваться следующими полезными советами:
- при оформлении детской комнаты необходимо учитывать вкус и пожелания ребёнка или детей, по возможности удовлетворяя их запросы;
- если в комнате проживают двое и болеедетей, то каждому необходимо выделить отдельный ящик, шкаф или любое другое место для хранения личных вещей с доступом только для владельца и родителей;
- важно сразу разделить все вещи на личные и те, которые предназначены для общего пользования. Личные предметы желательно обозначить инициалами или любой другой уникальной маркировкой, которую ребёнок может придумать сам. Данный прием поможетдетямощущать себя хозяевами в своей зоне;
- желательно отказаться от лишних предметов в детской комнате, освободив место для общей игровой зоны.