О воспитании детей написано много трудов известных психологов и педагогов. Из книг и лекций специалистов родители могут получить информацию о том, как правильно воспитывать ребёнка, что делать, если дети не слушаются, как строить с ними хорошие отношения и какие потребности ребёнка в разном возрасте требуют удовлетворения.
Воспитание требует сил и знаний родителей и взрослые также нуждаются в поддержке со стороны, когда не справляются с ролью матерью или отца. Такой поддержкой как раз выступает литература по детской психологии. В ней авторы с многолетним опытом работы — теоретики и практики — дают рекомендации и советы, приводят примеры разных способов поведения, которые могут упростить общение с детьми, достичь хороших результатов в воспитании и наладить детско-родительские отношения.
Взгляды на воспитание одного из специалистов — Людмилы Петрановской — будут рассмотрены в этой статье. Из нее взрослые могут узнать, почему важно поддерживать эмоциональную привязанность ребёнка, что происходит с детской с психикой, когда дети входят в кризис «негативизма» и как поступать матери или отцу, если они подверглись эмоциональному выгоранию дома. С помощью этой информации многие родители смогли построить эффективные отношения в семье, нашли «общий» язык с детьми, понимают, что требуется ребёнку, когда он ведет себя упрямо или не так, как они ожидают от него.
Привязанность детей к «своим» взрослым
Детский психолог Людмила Петрановская в своих книгах уделяет большое внимание роли привязанности ребёнка к родителям или лицам, которые их заменяют. Как выглядит отсутствие эмоциональной связи между родителями и детьми?
Когда мать или отец отстранены, «холодны» и не удовлетворяют потребности малыша, который только что родился на свет, во внимании, любви и заботе, то привязанность может быть нарушена. Это нарушение проявляется, если женщина не подходит к ребёнку так часто, как он того требует, у нее нарушено общение с ним, по каким-то причинам она не может относиться к ребёнку с безграничной любовью, не качает его, не целует, не обнимает и не улыбается ему. Привязанность нарушается, если мать не жалеет ребёнка, когда он, подрастая, плачет, упрямится, выражает гнев. Маленькие дети — примерно до трех лет — остро нуждаются в том, чтобы каждый раз «возвращаться» к матери, когда у них есть такая потребность — им больно, страшно или обидно.
Строить и поддерживать привязанность мать может, если она не отталкивает ребёнка, когда он отчаянно кричит и просится к ней на руки, хотя сам только что нарушил все запреты, границы и правила. Пока ребёнок не отделится от нее психологически — обычно это наступает после проживания кризиса трех лет — он очень нуждается в том, чтобы она безусловно принимала его и показывала свою любовь, несмотря на его поведение.
Дети быстро растут и развиваются. К трем годам малыш уже умеет отличать «своих» взрослых от чужих. Получив принятие и убедившись в том, что с его привязанностью к матери ничего не случилось — его не оттолкнули, не обидели, не поругали — он слезают с рук, успокаиваются и продолжает исследовать мир и самого себя. Психолог Людмила Петрановская называет такой процесс как «привязанность сделала свое дело». Получать подтверждение того, что он любим и важен несмотря ни на что, ребёнку в трехлетнем возрасте жизненно необходимо.
Кризис негативизма у ребёнка
Сложный период для всей семьи, когда ребёнку исполняется три года и позже, в подростковом возрасте психолог Людмила Петрановская называет кризисом негативизма. В это время с ребёнком не нужно «бороться», не надо «ломать» его психику, заставляя соблюдать все правила на свете и поступать только желательным образом. Ему надо дать возможность найти и проявить себя. Часто ребёнок может делать это через упрямство, капризы и непослушание. Так он «отделяется» от взрослых, формирует собственную личность. Лучшее, что могут сделать для него в это время родители — это не мешать проявлять самостоятельность, позволить стать отдельной личностью, «отпустить» ребёнка от себя.
Мать и «контейнирование» эмоций
Часто взрослых «выводят из себя» негативные эмоции детей. Людмила Петрановская говорит о том, что мать должна быть своеобразным «контейнером», в который она может принимать все, что выражает ребёнок — боль, гнев, слезы, обиды. Ее способность «контейнировать» чувства ребёнка зависит от того, насколько она сама готова к тому, чтобы брать его эмоциональные проявления. Женщина может делать это без ущерба для своего эмоционального и физического здоровья — успокаивать его, поддерживать, понимать, принимать без осуждения, сочувствовать, жалеть — только, если она сама эмоционально стабильна и не «переполнена» стрессами, кризисами и своими отрицательными чувствами.
В противном случае она не сможет помочь малышу, будет «срывать» на нем гнев и раздражение и чувствовать себя несчастными будут оба — и ребёнок и мать.
Родители должны заботиться о себе
Людмила Петрановская отмечает важность умения родителей заботиться сначала о себе, а потом о своих детях. Так, считает она, у матери или отца появляется намного больше шансов дать ребёнку поддержку, внимание, понимание и любовь. Чтобы начать делать это, женщина, которая морально истощена, чувствует усталость и отсутствие сил заботиться о малыше, должна передать часть обязательств по уходу и воспитанию близким людям — мужу, родителям и заняться созданием своей внутренней гармонии. Как женщина может «заряжаться» — зависит исключительно от ее желаний и предпочтений. Важно одно: мать, которая чувствует себя спокойной, умиротворенной и счастливой в силах обеспечить хороший уход, заботу и поддержку ребёнку.
Почему борьба с ребёнком бесполезна
Чем больше родители «борются» с детьми, желая видеть их более успешными, послушными, общительными или талантливыми, тем более напряженными могут стать их отношения.
Дети нуждаются не в «переделке» своего характера, а в том, чтобы взрослые поддерживали их природные особенности и способности, даже если они отличаются от личностных качеств и умений всех членов семьи.
Как родители могут сделать это? Прежде всего, следует научиться принимать своего ребёнка таким, каким он родился на свет и создавать условия для развития в нем личного потенциала и тех положительных свойств характера, которые, несомненно, есть у всех детей без исключения.