С первого дня жизни малыша родителям говорят о том, что его нужно развивать, обучать и любыми способами передавать знания. Существуют сотни разнообразных методик, призванных в этом помочь. Методика раннего развития Монтессори — одна из них. Что в нее входит и кому она может быть полезна?
Кто такая Мария Монтессори?
Говоря о методике Монтессори, нельзя не рассказать о ее создательнице. Мария Монтессори — итальянский врач и педагог-новатор. Много лет она работала в клинике для детей с умственной отсталостью. Там она заметила, что если создать для детей особую обучающую среду и подпитывать их интерес к знаниям, они смогут обучаться сами.
Занятия Марии Монтессори дали отличные результаты. Многие учащиеся сдали экзамены на уровне детей без интеллектуальных проблем. Это и сподвигло врача и педагога структурировать собственную методику, о которой сегодня знает весь мир.
Главные принципы системы
Важное отличие методики раннего развития Марии Монтессори от классических программ в том, что центром обучения является сам ребёнок. Обучение проходит под лозунгом «Помоги мне сделать это самому!».
Педагог / учитель / воспитатель только помогает ребёнку учиться — показывает, как пользоваться обучающими материалами, наблюдает, не мешает и не ставит оценки. Ребёнку предоставляется полная свобода действий. В основу системы легло мнение, что ребёнок на интуитивном уровне сам знает и понимает, какие именно знания и навыки ему нужны.
Как проходит обучение?
Сегодня существуют детские сады и школы Монтессори. При этом редко обучение включает полный цикл традиционной школы — то есть обучение детей до 17-18 лет. В школах Монтессори чаще всего обучение заканчивается в возрасте 12 лет, а затем приходится идти в обычную школу.
В системе Монтессори развитие ребёнка происходит в разновозрастной среде. Вместе обучаются дети от 0 до 3 лет, от 3 до 6, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет. Считается, что младшие получают возможность «равняться» на старших, а старшие развивают в себе лидерские качества, помогая младшим.
Комнаты в учебных заведениях Монтессори разделены на зоны.
- В зоне сенсорного воспитания ребёнок может играть с музыкальными инструментами, собирать пирамидки, пробовать на ощупь различные материалы, знакомиться с запахами.
- В зоне практической жизни ребёнок постигает азы ухода за собой и своими вещами, окружающей средой. Учится правилам поведения в обществе, готовит простую еду, поливает цветы, убирает «дом», стирает одежду.
- В зоне математики дети пользуются материалами для развития логики, навыков счета, учатся сравнивать. Постепенно они постигают математику и переходят к решению сложных задач.
- В зоне развития речи ребёнку предоставляются все инструменты, чтобы он смог расширить свой словарный запас, научился читать и пересказывать, отстаивать свою точку зрения.
- В зоне естествознания ребёнок может получить представление об окружающем мире, получить информацию из таких наук, как география, история, ботаника, зоология и других.
Ребёнку дается полная свобода действий и передвижений по классу. Каждый ребёнок сам находит занятие для себя. Дети могут приглашать других детей играть вместе, но у каждого ребёнка есть право отказаться от приглашения. Педагог не вмешивается в процесс общения и обучения детей и никогда не сравнивает детей между собой.
Принципы Монтессори соблюдаются всеми участниками учебно-воспитательного процесса — родителями, детьми и педагогами. И благодаря этому в ребёнке воспитывается свободная, самостоятельная личность.