Психология ребенка 3 лет: особенности поведения и советы родителям

Ближе к трем годам ребёнок начинает проживать очень важный этап. Он открывает себя как личность, отделяет себя от окружающего мира. Проявляться это может стремлением к чрезмерной самостоятельности, ребёнок отрицает все правила, не слушается и бунтует. Чем больше родители пытаются сохранить свой беспрекословный авторитет, тем сильнее малыш противостоит им — такова психология ребёнка 3 лет. Чтобы сохранить мир в семье и помочь малышу правильно развиваться, родители должны понимать особенности психологии этого возраста.

7 важных вопросов о детских подгузниках

Мамам на заметку: как правильно выбирать подгузники и не дать рекламе себя обмануть?

Психология развития ребёнка 3 лет: почему поведение меняется?

Психология развития ребёнка 3 лет: почему поведение меняется?

К 3-4 годам малыш начинает осознавать, что он — отдельная личность. Он замечает, что у него есть собственные желания, отличные от окружающих, свои эмоции, переживания. Он чувствует, что способен влиять на окружающий мир, на действия родителей. Ощущая такую силу, ребёнок пытается проверять границы своего влияния. Но не всегда получается так, как хочется малышу — тогда в ход идут манипуляции, капризы и истерики.

Американские ученые провели ряд исследований, которые продемонстрировали важность положительных психологических воздействий на развитие детей до 6 лет. Согласно результатам, у детей, с которыми проводились позитивные вмешательства, намного сильнее развито чувство благодарности, у них выше самооценка, они довольны жизнью и своими достижениями.

Поведение, характерное для 3-летнего возраста

Одним из типичных «симптомов» поведения является негативизм. Малыш отказывается от всего, что предлагают родители, даже если раньше с удовольствием соглашался. Ребёнку хочется делать все наоборот, иногда даже в ущерб себе. Малыш упрямится зачастую не ради конкретной цели, а просто потому, что он так захотел. Так он учится добиваться своего. Негативизм может относиться к определенным просьбам или к конкретному человеку, а может носить глобальный социальный характер.

Этап развития детей 3-4 года имеет особенность — дети хотят быть полностью самостоятельными. Ребёнок стремится к независимости, даже если у него плохо получается. Важно поддерживать малыша, подбадривать, но не критиковать — в этот период закладывается самооценка. Желание родителей сделать за ребёнка и негативная оценка его успехов приводят к тому, что в столь раннем возрасте начинает формироваться неуверенность в себе и своих силах.

Психология такова, что ребёнок может обесценивать все, что раньше было для него важно. Это относится и к вещам, и к людям. Может проявляться некий деспотизм — ребёнок стремится стать главным, «хозяином ситуации». Агрессия, ревность, проявление власти — типичные «симптомы», которые сопровождают возраст 3-4 года.

Что делать родителям?

Прежде всего, набраться терпения. Важно помнить о том, что ребёнку тоже тяжело — он не понимает, что с ним происходит, еще не умеет анализировать свое поведение и эмоции. Есть несколько советов от психологов, которые помогут пережить этот период.

  • Давайте возможность ребёнку делать выбор и принимать решения в рамках его возраста.
  • Откажитесь от авторитарного стиля воспитания, старайтесь договариваться и искать компромиссы. Самостоятельность дается ребёнку тяжело, у него только формируются новые навыки. Поэтому дайте ему время, не торопите, не критикуйте.
  • Планируйте день так, чтобы у вас в запасе всегда было немного времени.
  • Не акцентируйте внимание на эмоциональных всплесках ребёнка, капризах.
  • Проговаривайте чувства ребёнка вслух, объясняйте ему, как справиться с эмоциями. Не ругайте за истерику, а обнимите, побудьте рядом, пока малыш не успокоится.

Ученые из Китая провели эксперимент, который показал, как дети распределяют ресурсы среди своих сверстников. По результатам исследований оказалось, что дети проявляют предвзятую расположенность к своим друзьям и проявляют позитивную позицию к тем, кто им нравится. Дети дают больше материальных и эмоциональных ресурсов тем, кто вызывает у них симпатию, даже если неприятные им сверстники достойны большего. Между незнакомыми людьми дети распределяли ресурсы в зависимости от заслуг. То есть к 3 годам ребёнок разрешает конфликты, основываясь и на собственное ощущение, и на социальные отношения.

Агрессия ребёнка может быть направлена и на него самого. Одни дети ярко проявляют свои чувства, другие, наоборот, становятся тихими и безынициативными. Если у родителей не получается самостоятельно справиться с «симптомами», характерными для этого возраста, стоит обратиться за помощью к профессионалу.

Читайте далее

Как правильно завершать грудное вскармливание: рекомендации экспертов

Как отучить ребенка от грудного вскармливания и когда это нужно делать

7 важных вопросов о детских подгузниках

Мамам на заметку: как правильно выбирать подгузники и не дать рекламе себя обмануть?
Опубликовано 07.05.2022 14:30
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

The impact of social relationships on children's distributive justice / Zhang Z // Dev Psychol 2020
Effects of Positive Psychology Interventions on the Well-Being of Young Children: A Systematic Literature Review / Benoit V., Gabola P. // Int J Environ Res Public Health 2021

Читайте также

Пальчиковые игры от нуля до 7 лет: как делать гимнастику для пальцев?
Начинаем с рождения: пальчиковые игры, которые нужны для развития ребенка.
Гиперактивность у детей школьного возраста: симптомы и лечение
Что такое гиперактивность у ребенка, как с ней справиться?
Идеи для детских поделок из пластилина
Ребенок любит лепить из пластилина? Помогите ему научиться лепить красиво. Мы подскажем, как сделать несложные фигурки.
Дети-совы: почему они не спят ночами и как это исправить
Пора спать, а малыш полон энергии и носится кругами? Узнайте, не появилась ли в доме ночная сова.
Топ-7 развивающих игр для самых маленьких
Развивающий досуг для детей: 7 увлекательных занятий.
6 сигналов нехватки общения с другими детьми: проверяем своих малышей
Даже если малыш проводит в детском саду полный день, ему может не хватать качественного общения. Вот как это выяснить.