24.07.2017 2389

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Маленькие дети способны раскрывать в себе по-настоящему удивительные возможности! Однако важно не упустить тот самый момент, когда обучение проходит легко и играючи. Методика раннего развития детей, разработанная Марией Монтессори, в свое время шокировала мир классической педагогики. Здесь нет строгих ограничений: воспитателю отводится второстепенная роль, а саморазвитие ребенка стоит на первом месте. Сейчас представленную программу называют лучшей, и нет ни одного города, где бы не практиковался этот оригинальный метод.

Самообразование детей: принципы педагогической системы

Самообразование детей: принципы педагогической системы

Мария Монтессори была первой женщиной в истории Италии, которая получила медицинское образование и пополнила ряды носителей ученой степени доктора наук. Изначально ее метод был разработан для умственно отсталых детей. Благодаря ему многие малыши с нарушениями интеллектуальной функции со временем достигали нормального уровня развития. Вдохновленная такими успехами, Мария Монтессори трансформировала свой метод и сделала его доступным и для обычных малышей.

Главный принцип — направить ребенка на путь самообразования. Он наблюдает специально подготовленные дидактические материалы, изучает то, что интересно, и накапливает опыт, на почве которого происходит стремительное развитие.

Здесь нет давления взрослых, а роль педагога — направлять малышей и следить за тем, чтобы ничто не мешало захватывающему процессу познания окружающего мира. Дети обучаются сами, незаметно для себя постигая законы «человеческой стаи» и не ощущая при этом какого-либо психологического натиска. Сравнивать учеников и наказывать их за неуспеваемость в рамках этой системы запрещено, ведь дети разные, и у них есть все права на то, чтобы раскрывать свои таланты постепенно, в удобном ритме. Темп работы у каждого индивидуальный. На занятиях детей не подгоняют и ни к чему не принуждают. Обучающий процесс направлен на повышение уровня самоконтроля: каждый малыш имеет возможность самостоятельно анализировать свои действия и ошибки, исходя из личного практического опыта. Каждый обучающийся располагается на отдельном коврике. С помощью таких законов малыши учатся уважать чужие границы и желания.

Группы довольно большие, и включают до 30-и учеников. В них состоят разновозрастные дети от 6 месяцев до 6 лет, а иногда и старше. Воспитатели — специально обученные преподаватели, образование которых опирается на Международную Ассоциацию Монтессори. Обычного педагогического образования для практики недостаточно.

Малыш и его развитие: обучающие зоны

Занятия проходят в особых зонах, в которых размещаются специальные пособия для обучения. Обычно выделяют следующие зоны:

  • Практическая.

Занятия в этой зоне направлены на развитие простых, бытовых навыков. Дети учатся застегивать пуговицы, стирать и гладить одежду, и т. п. Это помогает быстро осваивать навыки, которые сопровождают жизнь каждого.

  • Языковая.

Занимаясь в этой зоне, малыш учится использовать прописные и печатные буквы, расширяет свой словарный запас. В ходе обучения используются специальные книги, адаптированные для обучения детей разных возрастов.

  • Сенсорная.

Ребятишкам предлагается взаимодействие с разными предметами, различающимися по формам, цветам, размерам и весовым характеристикам. Их изучение помогает развивать мелкую моторику, концентрацию, память и сенсорное восприятие.

  • Математическая.

Рассчитана на изучение простых математических законов и правил счета. Здесь используются наборы фигур и специальные доски. Изучаются даже дроби. Дети учатся усидчивости, терпению и сосредоточенности, это здорово подготавливает к школе.

  • Космическая.

Занятия направлены на изучение культуры народов мира, космических тел; в ходе обучения обсуждаются загадки природы и погодные изменения.

Как правило, в учебном заведении имеется отдельная комната, где ребенок может снять стресс, побегать, покричать, и вообще, выразить себя любым желаемым способом, никому при этом не мешая. Классические методики раннего развития лишают малышей такой простой радости, а это ограничивает не только внутренний мир каждого ребенка, но и негативно сказывается на познавательной способности. Школа Монтессори «не рубит крылья», а наоборот, взращивает независимость и уверенность в собственных силах.

Свободный ребенок: преимущества и недостатки программы

Свободный ребенок: преимущества и недостатки программы

Монтессори-система заслуженно пользуется популярностью во всем мире. Она весьма полезна для только формирующейся личности:

  • Ребенок и его индивидуальность стоят на первом месте. Детская свобода не ограничиваются педагогическими нормами и правилами.
  • Развитие происходит само собой, естественно и легко.
  • Нет наказаний и поощрений. Здесь все равны и находятся в одинаковых условиях.
  • Старшие дети заботятся о младших, а малыши, в свою очередь перенимают опыт старших.
  • Активно развивается мелкая моторика, логика, тактильное восприятие, умение сосредотачивать внимание.
  • Каждый малыш может соблюдать свой темп развития.
  • На занятиях стимулируется умение мыслить самостоятельно и независимо, на почве собственного опыта.
  • В процессе обучения детям прививаются правила социального направления: малыши учатся взаимодействовать без агрессии, уважать свои и чужие границы личной свободы.
  • Дети учатся самообслуживанию и независимости через трудовую деятельность, представленную в игровой форме.

Конечно, не все так гладко, и у данной системы раннего развития, как и у любой другой, имеются свои минусы. Из числа основных недостатков такого обучения выделяют следующие:

  • Скромные дети могут стесняться, что будет вызывать трудности при обучении и взаимодействии с другими людьми. А это никак не способствует социализации.
  • Во время занятий мало внимания уделяется сказкам, а ведь с их помощью малыши «впитывают» огромное количество информации про наш мир и получают довольно четкие понятия о добре и зле.
  • При попадании в школу ребенку нужно будет приспосабливаться к новым условиям, ведь школьное обучение базируется на совсем других принципах.

Стоит также отметить, что малыши во время занятий не прилагают активных усилий к достижению своих целей. По мнению многих современных психологов, это может стать причиной некоторых трудностей в старшем возрасте, когда нужно будет проявлять усердие и силу воли.

Игры по методике Монтессори для домашнего использования

Игры по методике Монтессори для домашнего использования

Развивающие игры с детьми по методике Марии Монтессори просты и понятны, а потому могут использоваться в любых условиях быта. Вы можете опробовать следующие варианты:

  1. Всыпьте в коробку разноцветные бусины, и дайте малышу четыре ведерка: красное, желтое, зеленое, синее. Пусть кроха разложит бусины по емкостям, в соответствии с их цветами. Самое главное — следить за тем, чтобы ребенок не брал яркие детали в рот и не проглотил их.
  2. Положите в плотный непрозрачный мешочек разные мелкие предметы в парных количествах. Далее попросите кроху поместить руку в мешок, ощупать детали и, не подсматривая, достать два одинаковых предмета.
  3. Подготовьте для ребенка пособие, наглядно иллюстрирующее градацию цвета в виде бумажных жучков и бабочек. Они должны отличаться друг от друга не только по формам и цветам, но и по оттенкам. Покажите их малышу и объясните разницу. В раннем возрасте цвета определяются с легкостью, а вот с оттенками все обстоит не так хорошо.

Ненавязчиво участвуйте в играх со своим малышом. Помните, что ваша задача — только направлять кроху, а не руководить игровым процессом.