Методика развития речи детей в возрасте от 3 до 6 лет направлена на формирование основных речевых навыков — правильного звукопроизношения, дикции, работы артикуляционного аппарата и т.д. Именно в этом возрасте речь малыша приобретает индивидуальные особенности, которые впоследствии могут спровоцировать развитие дефектов речи.
Факторы развития речи детей-дошкольников
Интенсивность развития речи у малышей дошкольного возраста носит индивидуальный характер. Одни дети начинают говорить связными предложениями уже после второго дня рождения, а другие приобретают этот навык ближе к 3-3,5 лет. Родители, чьи дети начинают говорить несколько позже сверстников, часто переживают по этому поводу, считая, что малыш отстает в речевом развитии. Однако психологи и логопеды не спешат бить тревогу, т.к. запоздалое развитие речи в большинстве случаев оказывается вполне нормальным явлением. Дело в том, что навык произношения слов и предложений формируется на основе многих факторов, включая генетику и темперамент малыша. Например, если папа или мама ребёнка долго были «молчунами», скорее всего, ребёнок также заговорит позже сверстников. Кроме того, психологи подметили интересную особенность: дети, отличающиеся подвижностью и активностью, начинают говорить быстрее, чем более уравновешенные и спокойные малыши.
Методы развития речи детей должны учитывать социально-бытовые особенности ребёнка. Малыши, которые растут в больших семьях и часто общаются со старшими детьми, конечно же, овладевают речевым навыком быстрее деток с ограниченным кругом общения. Также нужно брать во внимание, что разговорные навыки ребёнка формируются путем подражания. Ребёнок копирует речь взрослых, перенимая ее основные черты: интенсивность, интонационную выразительность, грамматическую правильность, нюансы произношения и т.д.
Основа для гармоничного развития речи детей
Методика развития речи детей дошкольного возраста включает в себя три категории занятий — наглядную, словесную и практичную.
Наглядное формирование речи направлено на накопление словарного запаса и развитие взаимосвязи между видением и произношением ребёнка. Занятия по этому методу включают в себя рассказы по картинкам, сопровождение словами бытовых действий и т.д. Главная цель этих занятий заключается в том, что ребёнок должен уловить взаимосвязь между действием и словом.
Словесная методика развития речи направлена на выработку связности речи и логичности в построении фраз. Эти особенности формируются у малыша благодаря художественному чтению, прослушиванию песен и стихов.
Основная задача практичной методики развития речи проявляется в выработке навыка четкого произношения. Занятия, развивающие дикцию и словесную выразительность, могут включать в себя дидактические игры, разучивание скороговорок и сказок, игры-драматизации и т.д.