Познание — это процесс получения, хранения и преобразования знаний. Познавательные процессы служат для связи человека с окружающим миром, для получения информации. Диагностика познавательного развития ребёнка показывает реальные достижения, которые сложились в ходе развития и воспитания, и их соответствие возрастной норме.
Что включает диагностика?
Диагностика познавательного развития включает оценку памяти, внимания, зрительно-моторных координаций и зрительно-пространственного восприятия.
Во время диагностики оценивается уровень развития восприятия (формы, цвета), развития воображения и мышления (в том числе, умеет ли ребёнок создавать оригинальные образы), уровень развития активной речи, особенности игровой деятельности, умение самостоятельно организовать свою деятельность, развитость элементов логического мышления (умеет ли ребёнок выстраивать логические связи, рассуждать).
При трудностях организации деятельности ребёнок может часто отвлекаться, не доводить дело до конца. Если есть проблемы с логическим мышлением, будет сложно решать математические задачи. То есть, важно как можно раньше выявить проблемы и работать с ними, иначе в школе возникнут трудности с обучением.
Оценивают уровень познавательной деятельности по тому, как ребёнок выполняет задание, работает он с интересом или нет, старается сделать самостоятельно или обязательно требуется помощь, может ли усвоить выполнение задания, подражая взрослому.
При анализе результатов важно уделять внимание оценке возможностей ребёнка в плане принятия помощи, то есть, обучаемости. Способен ли ребёнок учится чему-то новому.
Методики диагностики детей
Варианты для исследования памяти.
- Взрослый читает короткий рассказ и предлагает ребёнку повторить его. При оценке учитывается, насколько полно пересказал текст ребёнок.
- Взрослый предлагает ребёнку внимательно прослушать десять слов. После десяти секунд перерыва ребёнок должен воспроизвести эти слова.
Методики для исследования внимания.
- Ребёнку предлагается пять картинок, на которых изображены знакомые предметы. Он должен в течение десяти секунд смотреть на них, после картинки убирают. А ещё через десять секунд ребёнок должен разложить картинки в том же порядке, в каком они были разложены в самом начале.
- На картинке изображены три собаки и три косточки. Между ними проведены запутанные линии. Ребёнок должен определить, какую косточку выберет каждая собака.
Для проверки зрительно-моторных координаций и зрительно-пространственного восприятия используют следующие задания.
- Предлагают ребёнку обвести по пунктирным линиям рисунок.
- Или предлагают нарисовать точно такие же геометрические фигуры, которые изображены на рисунке.
- Дан рисунок домика и несколько рисунков с отдельными элементами домика. Ребёнку надо дорисовать домики, так как показано на картинке.
Методики оценки логического мышления.
- Ребёнку предлагают найти лишний предмет на картинке (изображены предметы мебели и мячик).
- Необходимо определить, что нарисовано неправильно (например, цветы растут на снегу).
На основании результатов диагностики специалисты могут дать рекомендации для дальнейшего развития ребёнка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock