08.07.2021 Обновлено: 08.07.2021 1612

Гендерные вопросы малышей: я мальчик или девочка?

Автор - врач терапевт

Диденко Владимир Андреевич

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Ваше мнение

Оставить отзыв

На взаимоотношениях полов построена практически вся современная культура. Но пока дети растут, родители стараются оградить их от яркого проявления своей гендерной принадлежности, сводя все к эстетике в одежде и выборе игрушек. Когда же стоит обращать внимание малыша на то, к какому полу он относится и что это значит?

Половое развитие ребенка

Стремление родителей избежать темы полового воспитания совершенно естественно. Так срабатывает в современном обществе природный механизм защиты потомства. Ведь вопросы пола напрямую ассоциируются в сознании с процессом рождения детей, а значит, естественным образом вспоминается и взрослая жизнь, необходимая для зачатия малыша. Пока развитие ребенка не достигло нужного уровня, многие родители стараются отдалить от него как можно дальше любые факторы, касающиеся заняий любовью и появления детей на свет. «Если мы не будем об этом говорить, то этого получается, что и нет».

На самом деле полностью исключить процесс половой самоидентификации из развития ребенка хотя бы до подросткового возраста невозможно. Это тоже естественное течение событий — постепенно малыши всех животных начинают наблюдать за своими родителями и друг другом и понимать, чем они отличаются. Человеческих детей этот процесс также не минует. К трем годам интеллектуальное и социальное развитие ребенка обычно достигает того уровня, когда малыш может проанализировать не только то, что происходит с ними самим в данный момент времени. Он начинает сопоставлять факты, происходящие с другими людьми, выводит первые закономерности, составляет описания. Разумеется, он не может не заметить, что девочки отличаются от мальчиков, а мама отличается от папы, но при этом и папа отличается от дедушки, и так далее.

Дети разные бывают

Дети разные бывают

На этот пик познавательного развития ребенка часто накладывается поступление в первый социальный коллектив. Именно в возрасте трех лет большинство детей идет в детский сад, и там они неизбежно получают большое количество информации о других детях. Это очень ценный опыт — впервые малыш оказывается в обществе равных. Рядом с ним такие же дети, как он сам. Внимание взрослого человека, воспитателя, рассредоточено на всех, а не сконцентрировано только на одном ребенке, который привык быть центром внимания в своей семье. Сочетание этих факторов предоставляет благодатную почву для самостоятельного развития ребенка, выстраивания социальных связей. А параллельно с этим происходит накопление информации о том, какие же они, эти другие дети, с которыми предстоит общаться.

Но даже если малыш не посещает детский сад, он все равно уже проводит большую часть жизни на детской площадке, а значит, бывает в обществе детей. И очень часто родители начинают его сравнивать с другими или приводить их в пример: «Смотри, какой Вася сильный мальчик, он ударился, а не заплакал. Смотри, какая Маша аккуратная — ни одного пятнышка на ее одежде нет, настоящая девочка». Так малыш замечает впервые, что у разных детей родители выделяют разные свойства — от мальчиков ждут смелости, храбрости, от девочки аккуратности, доброты. Это разделение социальных ролей достаточно нормально, если родители или воспитатели в детском саду не начинают стыдить детей за недостаточное проявление гендерности: «Ка