По оценкам экспертов, трое из десяти детей школьного возраста имеют нарушения обучаемости. Некоторые особенности поведения или задержки развития у дошкольников и малышей могут быть ранними признаками этой группы расстройств. И чем раньше родители и педагоги смогут определить задержку в развитии того или иного навыка и начать помогать ребёнку, тем лучше дети будут в будущем справляться с различными задачами.
Итак, на какие особенности поведения малышей надо обратить внимание, чтобы не столкнуться потом с внезапным нарушением обучаемости в школе?
Проблемы с речью и звуками
Большинство 3-летних детей способны использовать слова для частей тела, повседневных предметов и основные местоимения, такие как «ты» или «я». В этом возрасте они также начинают спрашивать «почему?», и использовать множественное число.
Проблемы с речью и звуками часто являются одним из первых признаков нарушения обучения, например, нарушения слуховой или речевой обработки, при котором мозг ребёнка испытывает трудности с интерпретацией или использованием звука или языка.
«Недиагностированная потеря слуха — или даже распространённые у детей инфекции уха — также могут задерживать речь», — говорит Марк Гриффин, эксперт по специальному образованию. — «Слух ребенка проверяют при рождении и еще раз в возрасте около 5 лет, но вы попросите своего педиатра провести оценку раньше, если вы обеспокоены».
Проблемы с пониманием чисел
К 36 месяцам дети должны понимать концепцию «сколько» и уметь показывать пальцами, сколько им лет. Они должны уметь «считать», то есть называть несколько чисел по порядку (хотя некоторые цифры они часто пропускают). В возрасте 4 лет дети обычно умеют считать до 20.
Постоянная задержка освоения навыков в этой области может быть ранним признаком дискалькулии — нарушения обучаемости, которое мешает понимать числа и определять время.
Трудности с чтением, письмом и правописанием
В возрасте от 3 до 4 лет дети должны уметь узнавать 10 или более букв, когда видят их. Некоторые могут распознать собственное имя или даже несколько слов, которые они часто видят на мониторе или выложенными магнитами на холодильнике.
Если ваш ребёнок отстает от большинства своих сверстников в этой области, это может указывать на нарушение обработки языка или дислексию, нарушение обучаемости, которое вызывает трудности с чтением, письмом и правописанием.
Проблемы с регуляцией эмоций
По данным исследования Национального института здравоохранения, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, СДВГ, могут отставать от своих сверстников на три года в некоторых аспектах развития мозга.
«Социальные и эмоциональные навыки действительно важны при переходе в детский сад», — говорит Ребекка Парлакян, детский психолог. — «Дети должны уметь сотрудничать со сверстниками и справляться со своим разочарованием, не нападая и не устраивая истерик. Даже взрослые иногда выходят из себя, но к пяти годам ребёнок должен уметь регулировать свои эмоции соответствующим возрасту способом, например, проявлять упорство, несмотря на препятствия или трудности, а не сдаваться в отчаянии, как это делают дети младшего возраста».
Если ваш ребёнок еще не достиг этого этапа, это не значит, что у него СДВГ или что у него разовьется нарушение обучаемости. Тем не менее, вам следует следить за ситуацией.
По данным исследований, кора головного мозга — центр саморегуляции — активно начинает созревать только с четырёх лет. В это время у ребёнка должен появляться навык самоконтроля — хотя бы в обычных ситуациях, когда, к примеру, надо подождать очереди или обеда.
Не пытается «читать»
Дошкольники могут отвечать на вопросы о том, что они видят в книгах, и могут притворяться, что читают, переворачивая страницы и придумывая истории на основе иллюстраций. В возрасте 4 лет большинство также могут цитировать наизусть некоторые строки из любимой книги, или указывать на ваши ошибки, когда вы попытаетесь что-то пропустить в тексте (прекрасный способ развивать память у детей!).
«Это означает, что они знают, как картинки помогают рассказать историю, и понимают, что символы (буквы) на странице имеют значение — важный навык ранней грамотности», — говорит Ребекка Парлакян.
Проблемы с мелкой моторикой
В возрасте от 3 до 4 лет большинство детей смогут держать вилку и ложку пальцами, а не в кулаке, и должны уметь держать толстый мелок или маркер пальцами. Ребенок, который не делает этого, может испытывать задержку в мелкой моторике — иногда это ранний признак дисграфии, расстройства обучения, которое затрудняет письмо.
Трудности с обработкой слуховой информации
Дефицит слуховой или визуальной обработки затрудняет способность ребёнка понимать и использовать информацию, которую он слышит или видит. По данным исследования учёных из Istituto Italiano di Tecnologia, эти дефициты могут влиять на речь, память и знание того, где находятся объекты в пространстве.
Не хватает социальных навыков
В возрасте от 3 до 4 лет ребёнок должен играть с другими детьми, а не просто рядом с ними, и тяготеть к творческой, ролевой игре. Если этого не происходит, поговорите со своим педиатром о том, может ли у это быть задержка в социальных навыках.
Проблемы с крупной моторикой
К трём годам ребёнок должен легко ходить вверх и вниз по лестнице, прыгать и уметь открывать дверные ручки самостоятельно. Дети, которые этого не делают, могут иметь задержки в развитии крупной моторики. Подробнее об этом читайте в статье «Оцениваем развитие крупной моторики: может ли ребёнок делать эти 6 движений?».
Использованы фотоматериалы Unsplash