08.11.2019 409

Не считается: дискалькулия и проблемы с математикой

Проблемы с заданиями по математике время от времени бывают у всех детей. Но если у ребенка есть затруднения со счетом и стабильно низкие отметки именно по этому предмету, а с остальными все в порядке, вполне вероятно, что причина – в дискалькулии. Это – нарушение развития мозга, которое мешает изучать сами основы арифметики. Причем порой оно проявляется в семьях как наследственная особенность, хотя никаких «генов арифметики» ученые не нашли. А проблема тем временем не только мешает учиться в школе: есть прямая связь ВВП и количества людей с дискалькулией в стране. MedAboutMe рассказывает, как от арифметики зависит благосостояние нации, и что же делать, если у ребенка есть такая особенность.

«Бедная родственница» когнитивных нарушений

Дискалькулию нередко объединяют с дислексией, нарушением способности читать и писать. И дислексию считают признанной медицинской проблемой, на решение которой во многих странах выделяют значительные средства. А вот дискалькулия остается «бедной родственницей».

В США за 12 лет исследований на причины дислексии было потрачено 107 млн долларов, а на дискалькулию – в 50 раз меньше. Прочитать и подписать договор кажется важнее, чем уметь подсчитать, чем грозят такие заманчивые на первый взгляд проценты по кредиту.

В массивном научном труде за 15 лет указывается, что неумение отдельных людей считать дорого обходится всему обществу. Явно видна связь между количеством населения с дискалькулией (или просто арифметически неграмотных из-за нехватки обучения) и скоростью роста ВВП. К примеру, если б в США получилось «доучить» 20% из самых математически неграмотных американцев до самого минимального уровня счета, то ВВП ускорился бы на 0,74% в год.

Задачка на проверку минимального уровня счета к 15 годам.

Курс сингапурских долларов к южноафриканским рандам – 1 к 4,2. Человек поменял 300 долларов на ранды. Сколько рандов у него есть?

Каждый пятый американец 15 лет не может решить задачу. А Россия, в соответствии с показателями мирового рейтинга, еще и отстает от США. Но проблема не только, вернее, не столько в ВВП. Неумение считать снижает качество жизни значительно сильнее, чем неумение читать и писать. В Великобритании, которая из-за дискалькулии теряет около 4,2 млн фунта стерлингов ежегодно, доказали, что человек с проблемами в подсчетах меньше зарабатывает, больше болеет и склонен нарушать законы. Хотя можно поспорить, что тут причина, а что следствие, но эксперты уверены: математическая неграмотность ведет к плохой жизни.

Причины дискалькулии

Причины дискалькулии

Если не брать во внимание проблемы образования, то истинная дискалькулия диагностируется в среднем у 7% учеников начальной школы. Исследования доказывают, что распространенность у нарушения способности к счету такая же, как и у дислексии, способности к чтению. Дискалькулию даже порой называют «математической дислексией», но это – совершенно другое состояние.

Дискалькулия нередко связана с СДВГ, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. До 60% детей с СДВГ имеют также и «математическое нарушение».

У детей с дискалькулией нарушается процесс счета. Они могут считать на пальцах или использовать наглядные материалы намного дольше своих сверстников. Им сложно посмотреть на стол и сразу понять, сколько на нем яблок – 3 или 5. А тем временем ученые доказали, что дети второго года жизни, не зная счета, умеют отлично «считать» до трех: после демонстрации трех кубиков в коробке и выдачи двух они знают, что там остался еще кубик, даже если коробка закрыта. Даже новорожденные способны различать множества – где один предмет, где два, где три.

Умение что-то подсчитывать без основ математики – свойство нашего мозга. Им в ограниченных пределах владеют не только человекообразные, но даже птицы и насекомые. Они «считают» количество ягод на кустах, определяя, где их больше, цветы на полянках, а пчелы понимают, что такое ноль.

Близнецовый анализ доказал: способности к арифметике на треть определяются генами, а не условиями развития и обучения. Более того, они наследуются отдельно от способностей читать или запоминать слова, имена, названия. Так что для способности к подсчетам у нас явно есть отдельная часть мозга.

При дискалькулии теряется «смысл» чисел: мозг не понимает связи между числом и количеством. По мнению психологов, первоосновой способности к арифметике является автоматическое умение с одного взгляда определять количество предметов. Так, взрослый в норме оценивает количество до 5 предметов, а когда их больше, может быстро, не подсчитывая, понимать, где именно больше, а где меньше предметов. Дискалькулия нарушает такую способность. К примеру, чтобы понять, какая из двух игральных карт «старше» (если на них нет цифр), человеку с дискалькулией придется считать, сколько на них значков.

Еще одна выявленная связь нарушений счета и других отклонений – это неспособность различать свои пальцы. Именно их использует ребенок, начинающий осваивать счет, сравнивая количество пальцев и предметов.

Но есть нарушение под названием синдром Герштмана или пальцевая агнозия, при которой человек буквально путается в пальцах, не может найти его по названию или по образцу, показанному учителем на своей руке. Это нарушение связано с дефектом теменной доли.

При травме в теменной доле могут избирательно теряться арифметические навыки, и это доказано уже больше века назад. При помощи МРТ специалисты уже выяснили, что «орган арифметики» в человеческом мозге – это участок теменной коры под названием «внутритеменная борозда». И у людей с дискалькулией она короче среднего.

Не только этот участок нужен для уроков математики: важна префронтальная кора для внимания, рабочей памяти и способности рассуждать; угловая извилина левой теменной доли, чтобы вспоминать факты; веретеновидная извилина височной доли, чтобы различать числа, символы, слова. У ребенка с дискалькулией внутритеменная борозда во время занятий арифметикой работает не так активно, как должна бы, и объем серого вещества там меньше. Но причина не только в этом: нейронные связи между данной бороздой и остальными компонентами тоже развиты слабее.

Использованные источники