Дети должны активнейшим образом развивать речь уже в 3-4-летнем возрасте, чтобы успеть завершить этот процесс к периоду школьного обучения. Именно развитие речевых навыков многое определяет в будущей социализации малыша. Родители должны внимательно контролировать этот процесс и следить, насколько состояние ребёнка соответствует установленным нормам. Если в речевом развитии ребёнка наблюдаются явные отклонения, то без помощи специалистов, скорее всего, не обойтись.
Как должно идти речевое развитие ребёнка
Логопеды отмечают определенные маркеры процесса освоения речи детьми в 3-4 года, которые считаются нормальными для большинства. Родителиобязаны это знать: тогда они смогут вовремя обнаружить, соответствует ли общепринятым нормам взросление их малыша.
Признаки, на которые следует ориентироваться:
- малыш старается четко и правильно произносить слова в подражание старшим, но обычно получается еще не очень хорошо: речевое развитие ребёнкав 3-летнем возрасте пока не завершено, но оно активно совершенствуется;
- ребёнок прислушивается к любым звукам вокруг и новым словам с попыткой их воспроизвести;
- малыш придумывает стишки, свои оригинальные словоформы, пытается рифмовать слова;
- у четырехлетнего ребёнка в арсенале должно быть примерно две тысячи слов, норма речевого развития для детей трех лет — 1,5 тыс. слов.
При этом структура речи детей в 3-4 года развита достаточно слабо: они не в состоянии полностью логично говорить, строить четкие, связные и развернутые предложения. Малыши часто делают ошибки в произношении, ошибочно используют падежные окончания, предлоги и т. д.
Поскольку речевой аппарат ребёнка в физиологическом плане еще не очень развит, то он часто не справляется с некоторыми звуками. Это относится как к сонорным (р, л), так и к свистящим или шипящим (с, ш). Также дети могут путать звуки или менять в словах слоги.
Нормы и отклонения в развитии речи детей
В процессе формирования навыков общения все очень индивидуально. И все-таки развитие ребёнка должно опираться на образцы речевых навыков в 3-4-летнем возрасте. Ответственным мамам и папам следует на них равняться.
Малыш в указанном возрастном периоде должен уметь следующее:
- правильно называть свои фамилию, имя и даже отчество;
- уметь звать по именам родных и некоторых знакомых;
- воспринимать окружающую обстановку и рассказывать о том, что увидел;
- переходить от простых к более сложным предложениям;
- группировать по определенным признакам объекты (еда, игрушки, мебель или одежда);
- определять характеристику объекта: молоко белое, конфета сладкая и пр.;
- обозначать действие: бабушка вяжет, птичка поет, брат разговаривает;
- в точности копировать услышанные словосочетания;
- близко к содержанию пересказывать мультик или сказку;
- во время речи уметь повышать или понижать тональность.
Логопеды относят именно эти умения к нормам речевого развития ребёнка в 3-4 года. Если малыш при этом неправильно называет признаки или действия объекта, то в этом нет ничего ненормального. Такие ошибки можно легко исправить во время занятий. Не будем также забывать о том, что мальчики по развитию речи довольно часто отстают от девочек примерно на 4 месяца.
Серьезными отклонениями можно считать:
- малыш то и дело «тарахтит» и заглатывает окончания слов: его речь слишком торопливая и невнятная, а иногда, наоборот, такие дети, долго тянут каждое слово;
- в детской речи отсутствуют простейшие предложения с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
- ребёнок с трудом воспринимает даже несложные фразы;
- малыш не выстраивает свои предложения, лишь копирует их за взрослыми, берет готовые фразы из прочитанных сказок либо мультиков;
- предложения есть, но слова в них по-прежнему слоговые (ка — качели, каша, кабачок и т. п.).
При таких отклонениях от нормы необходима специализированная диагностика развития детской речи в связи с возможностью ее патологической задержки. Обычно это бывает из-за определенных сбоев в функционировании мозга, в этом случае необходимо лечение по рекомендации профессионалов. Если же это просто недостаток внимания со стороны родителей либо детсадовских воспитателей, то достаточно будет и небольшой коррекции.
Методики развития малыша
Прежде всего в период с трех до четырех лет необходима качественная диагностика речевого развития ребёнка. Она предусматривает комплексное исследование, ведь навыки речи имеют связь с умственным развитием и интенсивной работой мозга.
Многие родители обращаются исключительно к логопеду, который может работать над произношением звуков. Но для постановки достоверного диагноза дети должны посетить множество других специалистов. Для полноты картины нужно обратиться, например, к логопеду-дефектологу, неврологу, психиатру, отоларингологу, стоматологу и т. д.
Порой необходимы также неврологические методы диагностики — такие, например, как МРТ. Они нужны для того, чтобы выявить сбои в функционировании детского головного мозга.
Задачи диагностики в целом таковы:
- определение с помощью тестирования показателей психомоторного развития;
- изучение моторики лицевых мышц, строения челюстно-лицевой мускулатуры;
- сравнение того, как ребёнок понимает и воспроизводит речь;
- анализ информации о беременности, родах, воспитании.
При отставании в речевом развитии придется оперативно догонять ровесников при помощи усиленных занятий по различным методикам: через 12 месяцев сделать это будет намного труднее.
Сфера общения ребёнка должна расширяться. Пусть он знакомится с различными людьми, а не только с детьми. Ему нужно в ускоренном темпе наращивать словарный запас.
Родители должны следить, как малыш выговаривает шипящие и свистящие, твердые и мягкие звуки. Разговаривайте с ним в разных режимах: громко, тихо, медленно, быстро.
Каждый день читайте вместе с малышом скороговорки, стишки, загадки. При чтении сказок выдерживайте интонацию, говорите выразительно. Даже за небольшие успехи нужно поощрять ребёнка, хвалить его.
Практикуйте упражнения, развивающие мелкую моторику. Приучайте малыша проводить достаточно времени за перебиранием мелких предметов. Очень хороши в этом случае пазлы, конструкторы, специальные песок и глина для лепки, пластилин и прочие игрушки.