Общее недоразвитие речи у ребенка: почему и как помочь
Автор - врач терапевт
Диденко Владимир АндреевичЭксперт
Филюк Александр Яковлевич
Ребенок с нормальным слухом, на фоне общей благоприятной обстановки, говорит слогами в 4−5 лет, плохо понимает речь взрослых, капризничает и нередко отказывается от общения. Нарушением является общее недоразвитие речи ребенка. Поставить точный диагноз поможет специалист, а вот заподозрить нарушение речи и помочь ребенку под силу только родителям.
Почему у ребенка общее недоразвитие речи?
Ребенок с нормальным слухом и ненарушенным интеллектом общается жестами и отдельными звуками и слогами. Малыша трудно заинтересовать игрой со сверстниками. Ребенок не всегда верно понимает взрослых, речевое общение доставляет дискомфорт. Ребенок становится капризным и раздражительным. Малыша трудно заинтересовать игрой со сверстниками. Это и есть общее недоразвитие речи или ОНР, которое характеризуется тем, что у ребенка недоразвиты все стороны языковой системы. Родители такого ребенка начинают паниковать и бегать по специалистам в поисках решения проблемы.
Какие причины привели к столь серьезному нарушению речи у ребенка? Давайте разбираться.
- Инфекционные заболевания и ранние токсикозы беременности матери могут стать одной из причин общего недоразвития речи.
- Резус−конфликт матери и плода могут оказать влияние на речевое развитие ребенка в будущем.
- Вредные привычки матери, такие как курение и алкоголизм, оказывают негативное влияние на созревание речевых зон в головном мозге ребенка, что впоследствии приведет к грубым нарушениям речи.
- Родовые травмы ребенка и травмы на первом году жизни малыша очень опасны, ведь их последствия могут быть заметны не сразу и проявиться в недоразвитии речи в старшем возрасте.
- Воспитание ребенка происходит в среде, где не уделяется должное внимание речевому развитию и другое.
Нельзя выделить у ребенка одну причину общего недоразвития речи, чаще всего их несколько. Необходимо знать, что к самым грубым формам общего недоразвития речи приводят те причины, которые оказали влияние в раннем возрасте ребенка.
Могут ли родители распознать ОНР и помочь ребенку?
Родители обращаются к разным специалистам для того, чтобы определить речевой диагноз у ребенка. Родители могут и не обращать внимания на недостатки речевого развития у малыша, что может привести к более серьезным последствиям.
Могут ли родители в домашних условиях определить такое сложное нарушение речи у ребенка, как общее недоразвитие речи? Для начала, определим его признаки.
- Ребенок неправильно различает звуки, которые услышал, а значит, неправильно их произносит и не понимает смысла сказанного.
- Ребенок с общим недоразвитием речи смешивает чаще несколько групп звуков и произносит с нарушениями множество звуков. Поэтому и в словах ребенок переставляет слоги или сокращает слова.
- У таких детей словарный запас очень бедный. Количество слов, которые понимает ребенок, гораздо меньше, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Например, из фруктов ребенок в 4 года называет только яблоко и банан, а лесным жителем может стать кошка.
- Речь у ребенка невыразительная. Синонимы и антонимы подбирает очень тяжело или вообще не может выполнить задания. Малыш не использует в своих высказываниях прилагательных, наречий, сложных существительных. Глаголы ребенок использует простые.
- Предложения в речи ребенка с общим недоразвитием речи простые без предлогов. В распространенных предложениях переставляет местами слова, предлоги может проговаривать в конце предложения. Например: «Я сяду стул на» и т. д.
Это общие признаки данного нарушения, по которым можно заподозрить общее недоразвитие речи у ребенка.
Родителям детей с общим недоразвитием речи обязательно нужно заниматься речевым развитием ребенка.
- Регулярно делать пальчиковую гимнастику ребенку, развивать мелкую моторику малыша.
- Вместе с малышом ежедневно делать артикуляционные упражнения.
- Упражняться в составлении сложных предложений и коротких рассказов по картинкам. В книжных магазинах большой ассортимент речевых игр, с выбором поможет логопед.
Выполняйте рекомендации специалистов и помните, что половина успеха зависит только от вас. Никто не сможет помочь ребенку без участия и желания родителей.
Развитие речи у детей с трудным диагнозом
Развитие речи у детей в ее общем недоразвитии различается по уровням. Развитие речи зависит от степени выраженности нарушений. От этого будет зависеть правильная постановка диагноза и планирование помощи таким детям.
- Первый уровень.
Развитие речи у таких детей очень нарушено. К нему относятся неговорящие дети или практически «безречевые». Он самый тяжелый. Дети используют слова детского лепета, многое объясняют жестами и звукоподражаниями. Несложные существительные и глаголы в их речи связаны с их повседневной жизнью. Грубо нарушено произношение звуков.
Довольно часто у таких детей «пи» может означать «мышь, кошку, птицу, пить». То есть абсолютно разные понятия обозначаются одинаковым слогом.
Данный уровень очень тяжелый и отличить его от других речевых нарушений поможет грамотный специалист.
- Второй уровень.
Дети на втором уровне общего недоразвития речи используют в общении больше слов, чем на первом уровне. Понимание речи может достигать различением «один — много». Например, ребенок без ошибки покажет, где одно яблоко, а где их много.
Свои высказывания ребенок будет делать в конкретной ситуации, чаще перечисляя предметы. Словарь ребенка очень скудный. Малыш не различает предметы по цвету, форме и величине.
Фонематический слух и звукопроизношение нарушены до такой степени, что при произношении слова ребенок может переставлять слоги в непроизвольном порядке: слово «картина» заменит на «канати», «подушка» на «дукапо» и т. д.
Связная речь у таких детей не развита.
- Третий уровень.
Ребенок общается сложными предложениями. Малыши с удовольствием вступают в диалог, хотя, когда возникают трудности в общении, начинают стесняться. Легче ребенку общаться с хорошо знакомыми людьми, которые смогут помочь объясниться в случае затруднений. В незнакомой ситуации даже хорошо произносимые слова произнос