07.06.2017 4739

Общее недоразвитие речи у ребенка: почему и как помочь

Эксперт

Филюк Александр Яковлевич

Ребенок с нормальным слухом, на фоне общей благоприятной обстановки, говорит слогами в 4−5 лет, плохо понимает речь взрослых, капризничает и нередко отказывается от общения. Нарушением является общее недоразвитие речи ребенка. Поставить точный диагноз поможет специалист, а вот заподозрить нарушение речи и помочь ребенку под силу только родителям.

Почему у ребенка общее недоразвитие речи?

Почему у ребенка общее недоразвитие речи?

Ребенок с нормальным слухом и ненарушенным интеллектом общается жестами и отдельными звуками и слогами. Малыша трудно заинтересовать игрой со сверстниками. Ребенок не всегда верно понимает взрослых, речевое общение доставляет дискомфорт. Ребенок становится капризным и раздражительным. Малыша трудно заинтересовать игрой со сверстниками. Это и есть общее недоразвитие речи или ОНР, которое характеризуется тем, что у ребенка недоразвиты все стороны языковой системы. Родители такого ребенка начинают паниковать и бегать по специалистам в поисках решения проблемы.

Какие причины привели к столь серьезному нарушению речи у ребенка? Давайте разбираться.

  • Инфекционные заболевания и ранние токсикозы беременности матери могут стать одной из причин общего недоразвития речи.
  • Резус−конфликт матери и плода могут оказать влияние на речевое развитие ребенка в будущем.
  • Вредные привычки матери, такие как курение и алкоголизм, оказывают негативное влияние на созревание речевых зон в головном мозге ребенка, что впоследствии приведет к грубым нарушениям речи.
  • Родовые травмы ребенка и травмы на первом году жизни малыша очень опасны, ведь их последствия могут быть заметны не сразу и проявиться в недоразвитии речи в старшем возрасте.
  • Воспитание ребенка происходит в среде, где не уделяется должное внимание речевому развитию и другое.

Нельзя выделить у ребенка одну причину общего недоразвития речи, чаще всего их несколько. Необходимо знать, что к самым грубым формам общего недоразвития речи приводят те причины, которые оказали влияние в раннем возрасте ребенка.

Могут ли родители распознать ОНР и помочь ребенку?

Могут ли родители распознать ОНР и помочь ребенку?

Родители обращаются к разным специалистам для того, чтобы определить речевой диагноз у ребенка. Родители могут и не обращать внимания на недостатки речевого развития у малыша, что может привести к более серьезным последствиям.

Могут ли родители в домашних условиях определить такое сложное нарушение речи у ребенка, как общее недоразвитие речи? Для начала, определим его признаки.

  • Ребенок неправильно различает звуки, которые услышал, а значит, неправильно их произносит и не понимает смысла сказанного.
  • Ребенок с общим недоразвитием речи смешивает чаще несколько групп звуков и произносит с нарушениями множество звуков. Поэтому и в словах ребенок переставляет слоги или сокращает слова.
  • У таких детей словарный запас очень бедный. Количество слов, которые понимает ребенок, гораздо меньше, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Например, из фруктов ребенок в 4 года называет только яблоко и банан, а лесным жителем может стать кошка.
  • Речь у ребенка невыразительная. Синонимы и антонимы подбирает очень тяжело или вообще не может выполнить задания. Малыш не использует в своих высказываниях прилагательных, наречий, сложных существительных. Глаголы ребенок использует простые.
  • Предложения в речи ребенка с общим недоразвитием речи простые без предлогов. В распространенных предложениях переставляет местами слова, предлоги может проговаривать в конце предложения. Например: «Я сяду стул на» и т. д.

Это общие признаки данного нарушения, по которым можно заподозрить общее недоразвитие речи у ребенка.

Родителям детей с общим недоразвитием речи обязательно нужно заниматься речевым развитием ребенка.

  • Регулярно делать пальчиковую гимнастику ребенку, развивать мелкую моторику малыша.
  • Вместе с малышом ежедневно делать артикуляционные упражнения.
  • Упражняться в составлении сложных предложений и коротких рассказов по картинкам. В книжных магазинах большой ассортимент речевых игр, с выбором поможет логопед.

Выполняйте рекомендации специалистов и помните, что половина успеха зависит только от вас. Никто не сможет помочь ребенку без участия и желания родителей.

Развитие речи у детей с трудным диагнозом

Развитие речи у детей с трудным диагнозом

Развитие речи у детей в ее общем недоразвитии различается по уровням. Развитие речи зависит от степени выраженности нарушений. От этого будет зависеть правильная постановка диагноза и планирование помощи таким детям.

  • Первый уровень.

Развитие речи у таких детей очень нарушено. К нему относятся неговорящие дети или практически «безречевые». Он самый тяжелый. Дети используют слова детского лепета, многое объясняют жестами и звукоподражаниями. Несложные существительные и глаголы в их речи связаны с их повседневной жизнью. Грубо нарушено произношение звуков.

Довольно часто у таких детей «пи» может означать «мышь, кошку, птицу, пить». То есть абсолютно разные понятия обозначаются одинаковым слогом.

Данный уровень очень тяжелый и отличить его от других речевых нарушений поможет грамотный специалист.

  • Второй уровень.

Дети на втором уровне общего недоразвития речи используют в общении больше слов, чем на первом уровне. Понимание речи может достигать различением «один — много». Например, ребенок без ошибки покажет, где одно яблоко, а где их много.

Свои высказывания ребенок будет делать в конкретной ситуации, чаще перечисляя предметы. Словарь ребенка очень скудный. Малыш не различает предметы по цвету, форме и величине.

Фонематический слух и звукопроизношение нарушены до такой степени, что при произношении слова ребенок может переставлять слоги в непроизвольном порядке: слово «картина» заменит на «канати», «подушка» на «дукапо» и т. д.

Связная речь у таких детей не развита.

  • Третий уровень.

Ребенок общается сложными предложениями. Малыши с удовольствием вступают в диалог, хотя, когда возникают трудности в общении, начинают стесняться. Легче ребенку общаться с хорошо знакомыми людьми, которые смогут помочь объясниться в случае затруднений. В незнакомой ситуации даже хорошо произносимые слова произносятся с трудом.

На этом уровне легче установить нарушенные звуки, потому что их значительно меньше, чем на предыдущих уровнях, речевой слух также нарушен.

При наличии фразовой речи у таких детей употребление союзов затруднено, могут встречаться грамматические ошибки.

  • Четвертый уровень.

Данный уровень отличается более легкими нарушениями звукопроизношения, но их еще достаточное количество. Особенно затруднено произношение свистящих, шипящих групп звуков, «р» и «рь», «л» и «ль». Ребенок может добавлять звуки и слоги в слова, заменять слоги. Особенно трудности произношения длинных и незнакомых слов встречаются при спонтанном общении. Понимание речи практически без ошибок. В общении со взрослыми и сверстниками использует сложные предложения.

Несмотря на незначительные нарушения на четвертом уровне расслабляться родителям не стоит. Необходимо обратиться к специалисту и помнить, что только комплексная помощь даст необходимые результаты.

Использованные источники