Поколение современных родителей думает о том, что дети должны быть всесторонне развиты. Некоторые из них настолько убеждены в необходимости раннего развития детей, что их малыши начинают посещать развивающие центры с 1,5 лет, а то и до 1 года. Во многих семьях считают, что изучение иностранных языков, обучение чтению и письму должно осуществляться как можно раньше. Но полезно ли раннее развитие детей?
Занятия и досуг современных детей
Если сравнить посещение кружков современными детьми с поколением их родителей 20-30 лет назад, то сегодня гораздо больше дополнительных внеклассных занятий. Кружки работают в детских садах, школах и в специальных центрах дополнительного образования. До недавнего времени выбор был не таким уж большим — музыкальная школа или художественная школа, спортивные секции, занятия танцами.
Список кружков для детей сегодня включает в себя следующие направления:
- фитнес;
- йогу;
- стрельбу из лука;
- изготовление изделий из глины;
- бисероплетение;
- изготовление мягких игрушек;
- робототехнику;
- обучение основам медицины;
- занятия по культуре речи и многое другое.
Перечень кружков, которые посещают дети сегодня, гораздо богаче и разнообразнее. К традиционным видам рукоделия добавляются такие техники, как мокрое валяние или керамика. Появляются и новые направления — робототехника, 3D-моделирование.
Раннее развитие детей — это одна из самых доходных индустрий современного бизнеса. Любая семья хочет видеть своих детей более успешными в жизни, чем их сверстники. Поэтому взрослые стараются начать обучение всевозможным навыкам как можно раньше. Но самое главное при выборе способов досуга и дополнительного образования — это искренний интерес ребёнка к занятиям и его желание их посещать.
Особенности развития ребёнка 1-3 лет
Чтобы понять, какие развивающие занятия или, как их еще называют, «развивашки» полезно посещать ребёнку в возрасте от 1 года до 3 лет, взрослым необходимо знать об особенностях развития ребёнка в этом возрасте.
Что умеет ребёнок в 1 год:
- играть с пирамидками и кубиками;
- подражать действиям взрослых;
- радоваться игрушкам;
- улыбаться при звуках любимых песенок;
- выполнять простые просьбы;
- подражать интонациям взрослых и детей.
Что умеет ребёнок в 2 года:
- различать предметы по форме, цвету, размеру;
- выполнять сюжетно-игровые действия с игрушками;
- проявлять эмоциональный интерес к музыке и подвижным играм;
- понимать короткие рассказы и отвечать на вопросы о знакомых событиях;
- использовать до 200-300 знакомых слов.
Что умеет ребёнок в 3 года:
- ориентироваться в цветах радуги и формах геометрических фигур;
- рисовать осмысленные рисунки и рассказывать об изображенных предметах;
- играть в ролевые игры;
- эмоционально реагировать на художественные произведения — музыку или сказки, сопереживать их героям.
Чем старше становится ребёнок, тем больше умений и навыков он приобретает и тем сложнее становятся его мыслительные процессы. Развитие ребёнка ясельного и младшего дошкольного возраста вовсе не предполагает появления у 2-3 летнего навыков 7-летнего. Вундеркиндов и маленьких гениев не так уж много, и для них необходима особая программа. Поэтому дополнительные занятия должны проходить в игровой форме и не быть слишком утомительными для малышей.
Выбирая «развивашки» для малыша, родители должны убедиться, что занятия проходят с учетом возрастных особенностей ребёнка 1-3 лет.
Например, игры для малышей в возрасте 1 года должны знакомить с окружающим миром, предметами, особенностями речи. Игры для 2-3 летних могут включать в себя развитие внимания, логического мышления, изучение букв и цифр.
Важно, чтобы педагоги развивающих центров учитывали и такую особенность ребёнка, как способность удерживать внимание. Урок длительностью в 30-45 минут еще слишком утомителен для малыша, и он не может долго сидеть на одном месте в силу возраста. Скучное занятие не доставит ему удовольствия и ничем не запомнится. Поэтому движение и игра должны стать определяющими факторами.
Полезно ли раннее развитие детей?
В последнее время психологи и педагоги часто поднимают проблему стремления родителей научить ребёнка как можно большему количеству навыков в как можно более раннем возрасте. Развивающие занятия могут существенно навредить малышу тем, что интеллектуальная перегруженность может помешать овладению бытовыми навыками, такими, как умение застегивать пуговицы или чистить зубы.
Маленький ребёнок всегда проявляет естественный интерес к окружающему миру. Выдвинуть ящик комода, потрогать домашнее животное, научиться самостоятельно есть, завязывать шнурки, озвучивать просьбы к взрослым — все это и многое другое является необходимыми элементами возрастного развития.
Нужно ли малышам в возрасте 1-3 лет изучать иностранные языки? Разумеется, этот навык будет полезным, если развивать его через игру или заниматься индивидуально с преподавателем, который полностью погружает ребёнка в языковую среду. Специально учить или запоминать иностранные слова не требуется, поскольку в этом возрасте ребёнок учит язык так же естественно, как и родной. Но лучшим решением будет ожидание уверенного владения родным языком.
Многие родители также жалуются и на то, что обстановка в развивающих центрах часто оставляет желать лучшего: низкобюджетные раздаточные материалы, не самые полезные игрушки, низкий профессиональный уровень педагогов. Кроме того, слишком ранее приучение к дисциплине и режиму может негативно отразиться на детской психике, так же, как и общение с большим количеством людей.
Естественное познание окружающего мира через игру, усвоение навыков общения и бытового обслуживания в возрасте от 1 года до 3 лет гораздо полезнее для ребёнка, чем преждевременные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. Конечно, приятно наблюдать за малышом, читающим стихи, делающим красивые поделки или говорящим по-английски, и испытывать гордость. Но важно понимать, что при этом чувствует он сам. Развитие ребёнка в раннем возрасте не терпит насильственных методов. Об этом следует помнить родителям в первую очередь, и не спешить развивать малыша слишком рано и слишком всесторонне.