Выполнение уроков иногда становится проблемой для всей семьи. Дети, не приученные к самостоятельной работе, во всем полагаются на родителей и не садятся за домашнее задание, пока мама и папа не придут с работы. У взрослых после рабочего дня часто не остается сил, терпения и желания заниматься умственной деятельностью, решая задачи по математике или физике. Родительская помощь и поддержка играет важную роль в жизни ребёнка, но на определенном этапе от человека требуется проявление самостоятельности и ответственности за свою жизнь, развивать эти качества лучше с детства.
В каком возрасте детям нужна помощь с уроками?
Первый год в школе сопряжен с большими изменениями в жизни ребёнка: новые отношения, режим дня, требования — не все дети оказываются морально готовы к этим новшествам, большинство из них нуждается в поддержке близких. Родители помогают распределять свободное время, собирать портфель и одеваться по погоде. В первое время участие взрослых во всех этих процессах вполне естественно, затем можно снижать контроль, отталкиваясь от способностей и характера ребёнка.
Ко второй четверти учебного года можно чередовать совместное и самостоятельное выполнение уроков. То же касается и собирания портфеля. Список необходимых учебников и принадлежностей окажется полезным в первые месяцы, дальше этот процесс войдет в привычку и не будет вызывать затруднений.
Дети, проявляющие успехи в учебе, не нуждаются в постоянных вопросах о том, сделали они уроки или нет. Ребёнок уже со 2 класса в состоянии сам следить за дневником, оценками и домашним заданием. Это не отменяет участия и интереса со стороны мамы с папой, они посещают родительские собрания общаются с классным руководителем, просматривают оценки в электронном дневнике.
При возникновении проблем с выполнением задания, написания сочинения или заучивания стихотворения родители всегда могут помочь сыну или дочери. Это правило во многих семьях неизменно в течение всего школьного обучения, дети чувствуют себя увереннее, если знают, что есть к кому обратиться за советом.
Плюсы и минусы родительского контроля
Некоторые властные родители держат под контролем все события, происходящие в жизни семьи, в том числе связанные с учебой ребёнка. Есть и те, кто очень переживает за своих детей, и поэтому постоянно вторгается в их личное пространство. При таком отношении присутствует тотальный контроль успеваемости, тесные до определенного момента отношения, спокойствие и отсутствие стрессов, уверенность друг в друге. Однако эти преимущества могут оказаться временными.
По мере взросления детям надоедает вмешательство в их дела Они отстраняют родителей от участия в школьных вопросах, часто нарушая привычные установки, протестуя против навязанных матерью и отцом правил. Не чувствуя ответственности за свою жизнь, человек начинает винить окружающих в своих проблемах. Родители нередко оказываются крайними. Подростковый бунт, вызывающее поведение и внешний вид, отказ от учебы — распространенное явление в семьях, где слишком давят на ребёнка.
Зависимость друг от друга родителей и детей мешает будущей жизни молодого поколения. Привычка постоянно советоваться, делать все сообща сохраняется на протяжении многих лет, и даже взрослый возраст ребёнка ничего не меняет. Он может проявлять нерешительность в личных отношениях и на работе, а мама с папой страдать, если их мнение в каком-то вопросе не было учтено.
Эмоции, которые испытывают родители и ребёнок, делая уроки совместно
Люди, от природы наделенные педагогическими задатками, хорошо доносят информацию до окружающих, любят и умеют объяснять учебный материал детям. Такие родители с энтузиазмом и воодушевлением садятся с сыном или дочерью за уроки.
В то же время многие мамы и папы устают на работе и находятся не в том эмоциональном и физическом состоянии, чтобы помогать ребёнку с выполнением домашнего задания вечером. Усталость, раздражение часто сопутствующие этому делу эмоции.
Взрослые сердятся, что дети плохо понимают объяснения, а мальчики и девочки огорчаются, обижаются и чувствуют неуверенность в себе. Они боятся ошибок и не решаются приступать к урокам, пока родители не придут с работы. Напряженная ситуация повторяется снова. Снизить градус эмоционального накала обычно помогает ужин и разговор на отвлеченные темы. Всем членам семьи стоит расслабиться и пообщаться, прежде чем браться за дела.
Творческие задания и проекты требуют особого внимания со стороны родителей. Составление семейного древа, родословной, подготовка поделки или номера к празднику, видеоролика о родном городе, сводки о памятных датах в истории страны — эти задания полезны для развития семейных отношений и формирования личности ребёнка.
Можно совместно с ним посетить музей, изучить архивы, снять видео, подготовить презентацию, расспросить о прошлом пожилых родственников, смастерить скворечник или небольшую инсталляцию. Общение, новые знания и приятные воспоминания — гарантированный результат семейного творчества.
Как приучить детей к самостоятельности во всем?
Современные родители во многих вопросах опекают детей. То, что считалось нормой полвека назад, сегодня вызывает недоумение. Малышей детсадовского возраста не отпускают одних во двор, редко привлекают к хозяйству или поручают сидеть с младшими братьями и сестрами. Результат такого отношения — некоторая инфантильность молодежи. Юноши и девушки долго зависят от родителей, не решаясь на самостоятельное погружение во взрослую жизнь.
Развить самостоятельность и уверенность в ребёнке можно, с ранних лет поручая ему небольшие задания, не высмеивая за неудачи и побуждая к новым попыткам. Трехлетний ребёнок с удовольствием поможет с уборкой и готовкой: перемешает ингредиенты для печенья или вытрет пыль. Он в состоянии сам поиграть и сложить за собой игрушки. Дети 5-6 лет могут начинать подготовку к школе, обучаясь чтению и письму. Можно давать им задания для самостоятельного выполнения и периодически проверять результат, а не делать все вместе.
Собранный и аккуратный ребёнок обычно не нуждается в подсказках и сам складывает портфель в школу и одевается. К рассеянным, задумчивым детям нужно искать подход. Записки с напоминаниями, заблаговременные сборы, выполнение уроков сразу после школы — за этими моментами стоит следить первый год учебы. При возникновении проблем с домашним заданием желательно научить ребёнка анализировать задание, составлять список непонятных вопросов и набрасывать идеи решения. После осуществления этих мероприятий вопрос часто отпадает сам собой.
Спокойствие, доверие и терпение — это то, что требуется от любого родителя. Одергивая, упрекая, постоянно отслеживая все действия ребёнка, трудно вырастить из него самостоятельного уверенного в своих силах человека.