Студии и кружки раннего развития детей уже давно перестали удивлять взрослых. Многие родители хотят, чтобы их ребёнок был занят полезным делом, когда ему чуть меньше 1 года, и всегда был чем-то занят. Большой популярностью пользуются курсы иностранных языков для маленьких детей с погружением в языковую среду и занятия по специальным методикам. Но некоторые специалисты по детской психологии утверждают, что раннее развитие ребёнка не всегда полезно для его психики.
Особенности воспитания детей сегодня
Желание любого родителя — видеть ребёнка успешным и строящим карьеру в перспективной отрасли. Это желание является серьезным источником доходов для индустрии детских развлечений и дополнительного образования. Родители хотят, чтобы дети были при деле с самого раннего возраста, умели плавать, свободно говорить на иностранных языках, читать и писать.
Дети предыдущих поколений познавали мир без специальных пирамидок и кубиков, не посещали специальные концерты классической музыки или курсы иностранных языков. Развитие ребёнка осуществлялось при помощи контакта со значимыми взрослыми, игры с окружающими предметами, чтения вслух и изучения картинок. Для некоторых родителей музыкальная или спортивная школа были обязательным элементом дополнительного образования. Многие дети могли не посещать никаких секций, особенно в возрасте 1-3 лет.
Для некоторых родителей посещение детских кружков или секций является инструментом реализации их собственных желаний, например, сделать из ребёнка прославленного спортсмена или музыканта. При этом ребёнок может не проявлять интереса к занятиям или иметь совсем другие таланты и способности. Сегодня малыши начинают заниматься музыкой или спортом уже в 3-4 года. В более раннем возрасте они не имеют склонностей, поэтому многие специалисты по детскому развитию считают, что слишком раннее развитие нужно больше родителям, чем самому ребёнку.
Занятия в детских кружках раннего развития
Многие психологи и педагоги считают, что для гармоничного и правильного развития ребёнка нет необходимости водить его на специальные занятия. Если ему нет 2-3 лет, то детские кружки и секции больше нужны родителям, главным образом, матерям, чтобы общаться с другими взрослыми и не отставать от друзей и знакомых в достижениях малыша. Занятия в студиях раннего развития ориентированы на укрепление навыков сенсорного восприятия и социализации. Принять участие в них могут малыши с 3 месяцев. Чаще всего на занятиях они учат стихи, песенки, складывают пирамидки и кубики, рисуют или лепят из пластилина.
Собирание конструкций из кубиков или пирамидки выполняет определенную функцию в детском развитии. Любая сборно-разборная конструкция способствует развитию мелкой моторики и координации движений. Пирамидки помогают развивать логическое мышление и воображение. Детские кружки раннего развития выполняют и еще одну важную функцию — социализации малышей.
Противники развивающих занятий для малышей раннего возраста утверждают, что организаторы школ или центров преследуют коммерческие интересы, играя на родительских амбициях. Также центры раннего развития — это возможность пообщаться и матерям, которым не под силу находиться с ребёнком дома, а возможности выйти на работу нет. По мнению некоторых специалистов, у малышей до 2-3 лет нет потребности в социализации, а рисовать и собирать пирамидки они могут и дома.
Основным условием для успешного развития в раннем возрасте для каждого ребёнка должна стать любовь и забота значимых взрослых, которые будут с удовольствием играть, разговаривать и читать стихи. Но некоторым родителям игра с маленьким ребёнком не доставляет удовольствия, поэтому «развивашки» помогают им пообщаться и предоставить малышей профессиональным педагогам.
Полезны ли кружки для раннего развития ребёнка?
Несмотря на популярность развивающих занятий для самых маленьких, они имеют обратную сторону. Слишком большая загруженность отрицательно влияет на детскую психику и часто мешает освоению навыков бытового обслуживания. В итоге малыши с раннего возраста привыкают к постоянной занятости и лишаются возможности «переваривания» впечатлений. Большое количество «раздражителей» опасно для нервной системы — перегруженный ребёнок становится раздражительным.
Настоящая потребность в социализации появляется у ребёнка только в возрасте 2-3 лет. А осознавать свои склонности и таланты он может, начиная с 5 лет. Если родители замечают, что малышу нравится музыка, спорт или театр, то они уже могут вполне осознанно предложить ему занятия в спортивной секции или музыкальной школе. В этом возрасте общение со сверстниками будет уже более осознанным и осмысленным.
Фактически, студии раннего развития занимаются тем, чем могут заниматься с малышом родители или другие значимые взрослые. На занятиях дети слушают музыку, собирают конструкции из кубиков, рисуют или лепят. Длительное пребывание в большой группе имеет и еще один существенный недостаток — эмоциональную перегрузку для малышей, отрицательно влияющую на развитие нервной системы.
Но многие родители не считают, что обладают достаточными педагогическими талантами и знаниями, чтобы качественно обучать ребёнка, а детские сады не всегда готовы предложить подходящие методики или занятия, к которым у него есть интерес. Кроме того, не все матери любят детские игры и стихи, поэтому предпочитают отдать раннее развитие в руки профессионалов.
Изучение иностранных языков в раннем возрасте остается спорным вопросом. С одной стороны, малыши учат иностранные языки естественно, не задумываясь о системе времен или окончаниях существительных. С другой стороны, считается, что изучение иностранного языка следует начинать не раньше, чем ребёнок научится говорить на родном. Успешные занятия музыкой или профессиональным спортом возможны только при наличии у ребёнка интереса к ним. Но по-настоящему осознать собственные интересы он сможет только начиная со старшего дошкольного возраста. Для малышей от 1 до 3 лет самое главное условие развития — комфортная среда дома и внимание значимых взрослых.