Общение учителя и учеников в социальных сетях

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Социальные сети сегодня являются одной из существенных сторон жизни человека. У редких людей нет аккаунтов на Facebook, «Одноклассниках» или «ВКонтакте». И все больше людей, особенно молодежи и подростков, предпочитающих виртуальное общение реальному. Коллеги по работе также часто общаются в социальных сетях. Есть аккаунты и у многих учителей, которые общаются с учениками на самые разные темы.

Солнечный ожог: как устранить боль и мучительный зуд кожи

Есть несколько способов смягчить интенсивную, но, к счастью, временную боль и зуд, и предотвратить их в будущем.

Особенности общения в социальных сетях

Особенности общения в социальных сетях

При общении в социальных сетях человек может открывать окружающим собственную жизнь. Он публикует на своих страницах личные или семейные фотографии, понравившиеся цитаты и высказывания, любимую музыку и фильмы. Но делиться частью внутреннего мира готовы не все. Некоторые люди используют социальные сети исключительно как инструмент делового общения или комментариев к записям друзей.

Некоторые люди считают, что аккаунты в социальных сетях им не нужны, поскольку они не хотят публичности. Их раздражает желание других людей делиться информацией о каждом событии из своей жизни — от цвета маникюра и новой прически до свадьбы или рождения детей. При общении в социальных сетях необходимо быть предельно осторожным, затрагивая слишком деликатные темы — вопросы религии, политики или воспитания детей, поскольку существует риск несовпадения во взглядах с потенциальным работодателем, начальником или коллегами.

Общение педагога с учениками в социальных сетях должно подчиняться определенной этике. Не всякий учитель решается публиковать фотографии с отдыха на море или собственную неубранную комнату. Поэтому многие заводят два аккаунта в одной социальной сети — один для учеников, другой — для узкого круга друзей. Как и во всяких деловых отношениях, в социальных сетях необходимо соблюдать определенную дистанцию между педагогом и учениками.

Для чего учителю общаться с учениками в социальных сетях?

Сегодня социальные сети могут выполнять не только развлекательную, но и обучающую функцию. Учитель, считающий их важным инструментом коммуникации, может выкладывать на своих страницах учебные материалы, фотографии с экскурсий или школьных занятий. С помощью социальных сетей некоторые педагоги также пробуждают у учеников интерес к предмету.

Для некоторых преподавателей аккаунт в социальной сети — своеобразное портфолио, в котором собраны информация об уроках, учебных пособиях, авторских проектах и разработках. А если они хотят делится личной информацией, то ограничивают ее до разумных пределов, например, публикуют фото домашнего животного, но избегают рассказов о подробностях личной жизни или фотографий, сделанных в слишком неформальной обстановке.

Социальные сети помогают педагогам лучше узнать своих учеников. Если школьные уроки не позволяют личности ребёнка или подростка раскрыться в полной мере, то в социальных сетях он чувствует себя более уверенно. Так же, как и педагог, ученик имеет право не делиться подробностями из своей жизни, но при этом публиковать на своей странице то, что ему интересно. Для некоторых школьников присутствие педагога в социальной сети носит дисциплинирующий характер — они не решаются публиковать надписи, содержащие нецензурные выражения или фотографии слишком личного характера.

Социальные сети полезны и в тех случаях, когда ученики вынуждены пропускать уроки по болезни или другим уважительным причинам. Поскольку смартфоны, планшеты и компьютеры есть практически у всех, то ознакомиться с темой можно из любой точки мира, где есть стабильный интернет.

Но, несмотря на удобство и пользу, социальные сети не могут полностью заменить реальную коммуникацию. Им не под силу передать настроение педагога или ученика, они не позволяют почувствовать реального человека. Хотя социальные сети приоткрывают определенную часть  его внутреннего мира, узнать педагога или ученика позволит только взаимодействие с глазу на глаз. А социальная сеть может служить вспомогательным инструментом — для дополнительных занятий или передачи домашних заданий.

Должны ли ученики наблюдать за жизнью учителя вне уроков?

Должны ли ученики наблюдать за жизнью учителя вне уроков?

Некоторые люди, в том числе и преподаватели не допускают присутствия личной информации в социальных сетях, и приучают к этому своих учеников. Для этих педагогов аккаунты на Facebook или «ВКонтакте» — исключительно инструмент деловой коммуникации, заключающейся в передаче домашних заданий или ответов на вопросы по пройденному материалу. У многих преподавателей даже существует специальная договоренность с учениками о том, что никто из них не будет публиковать слишком личную информацию на своих страницах. Другие педагоги предпочитают вообще не добавлять учеников «в друзья», поскольку считают свои аккаунты частью личного пространства.

Более «открытые» преподаватели обсуждают с учениками не только учебные вопросы и домашние задания, но и могут устраивать в социальных сетях подобие «классных часов». В групповых чатах они обсуждают просмотренный фильм, театральный спектакль или события из собственной жизни. Коммуникация в социальных сетях позволяет педагогу лучше узнать, чем живут современные дети и подростки.

Присутствие школьников в социальных сетях не должно ограничиваться лишь развлечениями. Поэтому многие преподаватели рекомендуют им готовиться к экзаменам по материалам групп в сети «ВКонтакте». Там же можно скачать учебные материалы, которые выкладывает педагог, или знакомиться с дополнительными учебными пособиями по определенным темам.

С одной стороны, ученик и педагог должны соблюдать определенную дистанцию в отношениях. С другой стороны,  педагог может помочь ученику, если узнает о его проблеме. Сегодня «ловцы душ» подростков пользуются их неопытностью, заманивая в различные группы сомнительного или опасного характера. Итог такого взаимодействия может быть печальным — достаточно вспомнить группы, в которых детей и подростков принуждали к самоубийству. Педагог может выполнить еще одну полезную задачу — научить детей этике общения в социальных сетях и работе с информацией.

Вопрос использования социальных сетей для взаимодействия с учениками каждый педагог решает для себя индивидуально. Одни могут использовать их только как инструмент профессионального взаимодействия, другие — для доверительных бесед или обучения школьников правильному поведению в интернете, третьи предпочитают вовсе не заводить аккаунты. Но социальные сети сегодня — это еще один инструмент коммуникации, которые может быть использован в образовательных целях.

Читайте также

Правила общения в социальных сетях
Как правильно вести себя и выражать эмоции при общении в социальных сетях?
Могут ли социальные сети заменить живое общение?
Общение в социальных сетях: можно ли завести прочную дружбу или любовь?
Агрессивный учитель: что делать родителям школьников?
Почему учителя проявляют агрессию к детям и что с этим делать?
Как предотвратить зависимость от визуальной информации у детей?
Что нужно делать родителям, чтобы дети не увлекались просмотром телевизора или мультфильмов на планшете?
Как избавиться от привычки убивать время в социальных сетях?
Не представляете свою жизнь без социальных сетей? Будьте осторожны! Сила привычки настолько велика, что может разрушить реальную жизнь.
Как учителю найти общий язык с детьми?
Что должен делать учитель, чтобы заинтересовать детей и завоевать их доверие?
Опубликовано 12.10.2018 19:19, обновлено 17.04.2020 18:24
Рейтинг статьи:
4,7

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Летний отдых с малышом на даче: советы родителям

Летний выезд с ребенком на дачу – мероприятие, требующее от родителей повышенной предусмотрительности и особой ответственности.

Солнечный ожог: как устранить боль и мучительный зуд кожи

Есть несколько способов смягчить интенсивную, но, к счастью, временную боль и зуд, и предотвратить их в будущем.

Солнечные ожоги у детей: чем помочь, причины и симптомы

Ваш малыш получил солнечный ожог? Разберемся, как оказать первую помощь и нужно ли обращаться к врачу.

Нам это по зубам: выбор зубных паст для детей и подростков

Как выбрать зубную пасту для детей и подростков? Критерии выбора пасты для разных возрастных групп — в нашей статье.

Брекетам все возрасты покорны: вся правда о лечении

Брекеты для взрослых: необходимость, показания и противопоказания. Можно ли после лечения выглядеть моложе?

Почему кариес возвращается: мнение стоматологов

Кариес возвращается: причины, симптомы, советы стоматологов по профилактике.

Целебное алоэ для профилактики заболеваний

Знаете ли вы, что сок алоэ можно использовать не только для лечения, но и для иммунитета и профилактики? Мы расскажем, как это правильно делать.

Роднички у детей: что нужно знать родителям?

Сколько всего родничков у новорожденных, можно ли их трогать, зачем они нужны и о чем говорят темпы зарастания родничка, читайте на MedAboutMe.

Виды родов: в чем их особенности и сложности

Если ранее роды были естественными или оперативными, без каких либо вариаций, то сегодня предлагаются различные способы рождения детей.

Родинка или меланома: когда нужно к врачу?

Пройдите простой онлайн-тест на выявление риска развития рака кожи

Как питаться в разные фазы менструального цикла?

Как чувствовать себя хорошо каждый день, вкусно питаться и тренироваться с удовольствием?

Дерматит – классификация и связь с другими заболеваниями

Различные формы дерматита поражают огромное количество людей. И нередко кожные проявления могут быть обусловлены серьезными внутренними нарушениями.

«Территория здорового сна» — о стрессе и недосыпе: как разорвать порочный круг и начать высыпаться?

Как победить стресс и недосып: полезные рекомендации экспертов для здорового сна без бессонницы