Социальные сети сегодня являются одной из существенных сторон жизни человека. У редких людей нет аккаунтов на Facebook, «Одноклассниках» или «ВКонтакте». И все больше людей, особенно молодежи и подростков, предпочитающих виртуальное общение реальному. Коллеги по работе также часто общаются в социальных сетях. Есть аккаунты и у многих учителей, которые общаются с учениками на самые разные темы.
Особенности общения в социальных сетях
При общении в социальных сетях человек может открывать окружающим собственную жизнь. Он публикует на своих страницах личные или семейные фотографии, понравившиеся цитаты и высказывания, любимую музыку и фильмы. Но делиться частью внутреннего мира готовы не все. Некоторые люди используют социальные сети исключительно как инструмент делового общения или комментариев к записям друзей.
Некоторые люди считают, что аккаунты в социальных сетях им не нужны, поскольку они не хотят публичности. Их раздражает желание других людей делиться информацией о каждом событии из своей жизни — от цвета маникюра и новой прически до свадьбы или рождения детей. При общении в социальных сетях необходимо быть предельно осторожным, затрагивая слишком деликатные темы — вопросы религии, политики или воспитания детей, поскольку существует риск несовпадения во взглядах с потенциальным работодателем, начальником или коллегами.
Общение педагога с учениками в социальных сетях должно подчиняться определенной этике. Не всякий учитель решается публиковать фотографии с отдыха на море или собственную неубранную комнату. Поэтому многие заводят два аккаунта в одной социальной сети — один для учеников, другой — для узкого круга друзей. Как и во всяких деловых отношениях, в социальных сетях необходимо соблюдать определенную дистанцию между педагогом и учениками.
Для чего учителю общаться с учениками в социальных сетях?
Сегодня социальные сети могут выполнять не только развлекательную, но и обучающую функцию. Учитель, считающий их важным инструментом коммуникации, может выкладывать на своих страницах учебные материалы, фотографии с экскурсий или школьных занятий. С помощью социальных сетей некоторые педагоги также пробуждают у учеников интерес к предмету.
Для некоторых преподавателей аккаунт в социальной сети — своеобразное портфолио, в котором собраны информация об уроках, учебных пособиях, авторских проектах и разработках. А если они хотят делится личной информацией, то ограничивают ее до разумных пределов, например, публикуют фото домашнего животного, но избегают рассказов о подробностях личной жизни или фотографий, сделанных в слишком неформальной обстановке.
Социальные сети помогают педагогам лучше узнать своих учеников. Если школьные уроки не позволяют личности ребёнка или подростка раскрыться в полной мере, то в социальных сетях он чувствует себя более уверенно. Так же, как и педагог, ученик имеет право не делиться подробностями из своей жизни, но при этом публиковать на своей странице то, что ему интересно. Для некоторых школьников присутствие педагога в социальной сети носит дисциплинирующий характер — они не решаются публиковать надписи, содержащие нецензурные выражения или фотографии слишком личного характера.
Социальные сети полезны и в тех случаях, когда ученики вынуждены пропускать уроки по болезни или другим уважительным причинам. Поскольку смартфоны, планшеты и компьютеры есть практически у всех, то ознакомиться с темой можно из любой точки мира, где есть стабильный интернет.
Но, несмотря на удобство и пользу, социальные сети не могут полностью заменить реальную коммуникацию. Им не под силу передать настроение педагога или ученика, они не позволяют почувствовать реального человека. Хотя социальные сети приоткрывают определенную часть его внутреннего мира, узнать педагога или ученика позволит только взаимодействие с глазу на глаз. А социальная сеть может служить вспомогательным инструментом — для дополнительных занятий или передачи домашних заданий.
Должны ли ученики наблюдать за жизнью учителя вне уроков?
Некоторые люди, в том числе и преподаватели не допускают присутствия личной информации в социальных сетях, и приучают к этому своих учеников. Для этих педагогов аккаунты на Facebook или «ВКонтакте» — исключительно инструмент деловой коммуникации, заключающейся в передаче домашних заданий или ответов на вопросы по пройденному материалу. У многих преподавателей даже существует специальная договоренность с учениками о том, что никто из них не будет публиковать слишком личную информацию на своих страницах. Другие педагоги предпочитают вообще не добавлять учеников «в друзья», поскольку считают свои аккаунты частью личного пространства.
Более «открытые» преподаватели обсуждают с учениками не только учебные вопросы и домашние задания, но и могут устраивать в социальных сетях подобие «классных часов». В групповых чатах они обсуждают просмотренный фильм, театральный спектакль или события из собственной жизни. Коммуникация в социальных сетях позволяет педагогу лучше узнать, чем живут современные дети и подростки.
Присутствие школьников в социальных сетях не должно ограничиваться лишь развлечениями. Поэтому многие преподаватели рекомендуют им готовиться к экзаменам по материалам групп в сети «ВКонтакте». Там же можно скачать учебные материалы, которые выкладывает педагог, или знакомиться с дополнительными учебными пособиями по определенным темам.
С одной стороны, ученик и педагог должны соблюдать определенную дистанцию в отношениях. С другой стороны, педагог может помочь ученику, если узнает о его проблеме. Сегодня «ловцы душ» подростков пользуются их неопытностью, заманивая в различные группы сомнительного или опасного характера. Итог такого взаимодействия может быть печальным — достаточно вспомнить группы, в которых детей и подростков принуждали к самоубийству. Педагог может выполнить еще одну полезную задачу — научить детей этике общения в социальных сетях и работе с информацией.
Вопрос использования социальных сетей для взаимодействия с учениками каждый педагог решает для себя индивидуально. Одни могут использовать их только как инструмент профессионального взаимодействия, другие — для доверительных бесед или обучения школьников правильному поведению в интернете, третьи предпочитают вовсе не заводить аккаунты. Но социальные сети сегодня — это еще один инструмент коммуникации, которые может быть использован в образовательных целях.