Обучение детей с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. ЗПР — это негрубое нарушение, характеризующееся замедленными темпами развития психики. Чаще всего патология проявляется в виде низкой познавательной активности, невнимательности, слабой развитости речевых навыков, плохой памяти, физической и мыслительной медлительности. Учитывая эти особенности, ребёнок с ЗПР просто не может в полной мере соответствовать стандартным требованиям школьного образования. Однако известно, что практически все формы ЗПР компенсируются по мере взросления ребёнка, поэтому данный диагноз позволяет детям обучаться в общеобразовательных школах, но только при условии, что в учебном заведении есть коррекционные классы.
Главные трудности обучения детей с ЗПР
Первые признаки ЗПР родители могут заметить еще до поступления малыша в школу. Как правило, дети, страдающие данным нарушением, позже начинают ходить, позже произносят свои первые слова, отличаются познавательной пассивностью и низкими коммуникационными навыками. Но большинство родителей списывают эти особенности на индивидуальные нюансы развития ребёнка. Ведь известно, что все дети развиваются по своему собственному сценарию и небольшие отклонения от возрастных норм не вызывают беспокойства. Обучение детей с задержкой развития становится лакмусовой бумагой, которая в полной мере проявляет психические проблемы малыша.
При нормальных темпах созревания психики дети к 6-7 годам уже могут управлять умственными операциями, проявлять внимательность, целенаправленность, а также в процессе обучения опираться на прежний опыт, используя абстрактно-логическое мышление. Если же психика ребёнка отличается незрелостью, стандартная программа общеобразовательной школы окажется для него слишком сложной. Наибольшие трудности ребёнок с ЗПР будет испытывать в процессе освоения родного и иностранного языка, а также математики. Овладение письменной речью невозможно без достаточной развитости речи устной, а для понимания простейших математических правил ребёнок, как минимум, должен знать о таких понятиях, как количество, величина, форма, сравнение и т.д.
Как нужно обучать детей с задержкой психического развития
Обучение детей с задержкой психического развития должно решать следующие задачи:
- развитие познавательной деятельности ребёнка;
- коррекция эмоционально-личностных качеств;
- способствование социальной адаптации учащегося;
- повышение общего уровня интеллектуального развития.
Во многих общеобразовательных школах присутствуют коррекционные классы, программа которых разработана с учетом особенностей детей с ЗПР. Обучение в этих классах преподносится в доступной форме на базе наглядно-прикладной деятельности. Как правило, количество учащихся в коррекционных классах не превышает 10-12 человек, что создает комфортные условия для малышей.