Развитие речи у детей с ЗПР

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Развитие речи у детей с ЗПР осуществляется в замедленных темпах. Речевая деятельность формируется на основе многих мыслительных процессов и общих сфер развития. Но поскольку психика детей с ЗПР отличается низкой зрелостью, малыш не может овладеть словесно-образным мышлением, что провоцирует нарушения морфологической структуры слов и синтаксической структуры предложений.

Особенность речи детей с ЗПР

У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения, как в экспрессивной, так и в импрессивной речи. Неразвитость экспрессивной речи протекает в виде неправильного звукопроизношения, скудного словарного запаса, наличия грубых грамматических ошибок и т.д. Недостаточная сформированность импрессивной речи проявляется в виде замедленного речеслухового восприятия, непонимания смысла обобщающих и отдельных слов, а также низкой различимости тонких оттенков речи.

На практике эти нарушения проявляются в том, что малыш говорит примитивными предложениями, не владеет навыком обобщения (например, знает, как называется диван, кресло, стул, но не знает, что в общем значении все эти предметы называются мебелью), не способен к монологической речи, а его произношение отличается вялостью и нечеткостью.

Развитие речи у детей с ЗПР тесно связано с процессом формирования памяти. Поскольку ребёнок с данным видом психического нарушения обладает низкой памятью и рассеянным вниманием, ему тяжело запоминать даже простые стихи и рассказы. В мышлении малыша с ЗПР отсутствуют примеры причинно-следственных связей, из-за чего в пересказах он часто перескакивает с одного события на другое, пропускает персонажей и не запоминает последовательность описываемых событий.

Что касается нюансов произношения, то у детей с ЗПР чаще всего наблюдаются такие дефекты, как нечеткое произношение свистящих и шипящих, а также замедленная деятельность артикуляционного аппарата.

Как нужно развивать речевые навыки у детей с ЗПР

Коррекция речи детей с ЗПР в первую очередь должна направляться на формирование связности повествования. При любых формах задержек психического развития процесс произношения речи у детей основывается на базе наглядно-действенного мышления. То есть, прежде чем понять значение слова, ребёнок должен увидеть, как оно действует.

Развитие речи у детей с ЗПР идет бок о бок с развитием познавательной активности ребёнка. Важно постоянно повышать общий интеллектуальный уровень малыша, знакомя его с процессами окружающего мира.

Читайте далее

Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 23.01.2016 13:06, обновлено 17.04.2020 19:17
Рейтинг статьи:
4,6

Использованные источники

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014
СРАВНЕНИЕ СОМАТОТИПОВ С АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМИ ПАРАМЕТРАМИ У ДЕТЕЙ С НОРМАТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ И С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ / Рожков О.П. // Вестник Московского государственного областного социально-гуманитарного института. 2012 1(12)
CОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ: КАТЕГОРИЙНО-ПОНЯТИЙНЫЙ ПОДХОД / Соколова Т.Б. // Молодой ученый. 2009 2

Читайте также

Психологическое развитие ребенка до 1 года
Понять психологию ребенка до 1 года очень сложно, ведь сам он не может рассказать родителям, чего хочет. Но для этого хватит и здравого смысла.
Детская психология
Главной целью является понимание образа мышления детей, их реакций на разного рода ситуации и влияние этих ситуаций на дальнейшие развитие Вашего чада.
Особенности детей с задержкой психического развития
В чем выражаются особенности развития детей с задержкой психического развития? Из-за чего возникает ЗПР? Об этом мы поговорим в нашей статье.
Психическое развитие ребенка в 6 лет
В чем проявляются особенности психического развития ребенка в 6 лет? Как понять, готов ли ребенок к школе? Читайте о воспитании детей 6-ти лет.
Детская психиатрия: мифы и реальность

Слово «психиатр» окружено мифами, предрассудками и страхами. Тем более, если речь идет о визите к психиатру со своим любимым ребенком. У него может быть насморк, гастрит, пневмония, на худой конец, но только не какое-то психическое заболевание. Между тем, задача врача-психиатра - помочь, а не навесить ярлык психического неблагополучия. Подробности  — в статье детского психиатра, к.м.н., специалиста психотерапевтического центра «Гранат» Любови Бородиной.