Представления Льва Выготского о психологии развития ребенка

Советский ученый с мировым именем Лев Семёнович Выготский, изучавший психологию развития ребёнка, сумел ответить на важные вопросы воспитания и обучения детей, стремясь сделать педагогический процесс максимально результативным. Во многом благодаря отечественному исследователю детская психология зародилась и оформилась как самостоятельная наука, которая теперь идёт рука об руку с современной педагогикой. Как понимал детскую психологию Лев Выготский — читайте в нашей статье.

Вклад Выготского в становление детской психологии

Л.С. Выготский полагал, что педагог должен опираться на психологическую науку. Из этой идеи впоследствии выделилось отдельное направление в социальной педагогике под названием «педагогическая психология». Поэтому современный педагог должен быть немного психологом, а детский психолог должен знать основы педагогики.

Учёному удалось объяснить особенность психических процессов ребёнка, законы культурного развития личности, отношения маленького человека с окружающей средой.

А разработки советского исследователя по дефектологии заложили базу для коррекционной педагогики, в рамках которой сейчас занимаются особыми детьми. Учёный занимался проблемами детей с задержкой психического развития, для которых стали открывать специальные школы с 1981 года.

Благодаря Льву Выготскому устоялось понимание, что воспитание тесным образом связано с обучением, и оба процесса подразумевают коллективную деятельность.

В психологической теории Льва Выготского среди ключевых понятий нужно выделить зону ближайшего развития. Под этим термином, введённым в науку Выготским, понимается перспектива ближайшего развития, определяемая как разница между действиями ребёнка, которые он мог выполнить с помощью взрослого, и действиями, которые теперь ему самому под силу. Эта зона, по мнению учёного, крайне вариативна, индивидуальна и не имеет чётких границ. Кроме того, воздействие на границы оказывают как взрослые, так и дети, будь то сверстники или старшие родные или знакомые.

ЗБР, или зона ближайшего развития используется в современной детской психологии для определения направлений, в которых можно и нужно работать с ребёнком.

Основные идеи Выготского о психологии развития ребёнка

Основные идеи Выготского о психологии развития ребёнка
  • Наиболее интенсивным периодом человеческого развития считается временной промежуток от рождения до семи лет. На этом этапе постепенно формируется самостоятельная уникальная личность со своими представлениями о мире. Развитие ребёнка зависит от нескольких факторов, в числе которых природные черты, социальные условия, традиции воспитания и психологические особенности.
  • Игру учёный называл основным источником развития в этом возрасте, доказав, как она влияет на речь ребёнка, его познавательные навыки и социализацию. При этом он утверждал, что слишком раннее начало обучения не соответствует детским возможностям, и подчёркивал, что запаздывать с обучением также не стоит.
  • Процесс воспитания не должен обучать ребёнка приспосабливаться к среде. Цель воспитания — формирование полноценной личности, которая может выйти за рамки своей среды. Ребёнок должен уметь и самовоспитываться, но это доступно лишь при правильном воспитании со стороны взрослых.
  • Маленький человек научается в сотрудничестве со взрослыми, усваивая способы взаимодействия с миром и в дальнейшем применяя выученные модели к жизненным ситуациям. Поэтому на данном этапе роль взрослого особенно важна.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.
Опубликовано 29.01.2023 18:26
Рейтинг статьи:
4,3

Читайте также

8 признаков высокой агрессивности у ребенка: что нельзя игнорировать
Пинки, драки и крики: что нормально для малышей, а когда может понадобиться врач?
Бывают ли у детей «болезни от нервов»: все о детской психосоматике
Может ли ребенок заболеть нейродермитом из-за стресса или страдать частыми простудами из-за конфликтов в доме?
Воображаемые друзья – это нормально? Отвечают эксперты
Вымышленные друзья детей: бонусы от игры воображения и маркеры проблемных ситуаций.
Поведенческая психология ребёнка в 3 года: о чём должны знать родители?
Поведенческая психология развития малышей: что такое кризис 3 лет и как его преодолеть?
Особенности работы психолога в начальной школе
Чем важна работа психолога в начальной школе? Чем занимается специалист? Его задачи, функции, направления работы психолога.
Социальные сети и здоровье детей: что скажут ученые?
Чему социальные сети могут научить ребенка, а что может навредить? Советы для родителей.